19.11.2021
Макгаффином называют любой уникальный предмет, вокруг которого строится сюжет. У этого предмета должна быть какая-то уникальная особенность, из-за которой все персонажи мечтают завладеть им.
Известных Макгаффинов в современной культуре безумно много. Кольцо всевластия из «Властелина колец» – макгаффин. Философский камень из Гарри Поттера – макгаффин. Тессеракт, Камни Бесконечности. Чемоданчик Марселласа Уоллеса в «Криминальном чтиве». Ковер в «Большом Лебовски». Статуэтка в «Мальтийском соколе». Также макгаффином могут быть всевозможные улики: документы, видеозапись, завещание. Главное, чтобы этот предмет невозможно было заменить, и как минимум несколько персонажей стремились его заполучить.
Кроме ряде случаев макгаффин может быть и вовсе чем-то абстрактным: победой в споре, первое место в чемпионате, внимание королевы бала.
Словарь принстонского университета дает такое определение: «Макгаффин – элемент, завладевающий вниманием зрителей или являющийся двигателем вымышленного сюжета».
При этом начинающим сценаристам нужно помнить: хотя история и строится вокруг обладания этим таинственным предметом, сам по себе макгаффин не важен. Сюжет должен строиться вокруг поступков людей, обладающих или желающих завладеть макгаффином. Такой предмет выступает как олицетворение невиданной власти, и раскрывает истинную сущность персонажей. Именно за этим и хочет следить зритель.
Более того, во многих фильмах сам макгаффин в итоге показывают в самом финале, или даже не показывают вовсе. Это еще раз доказывает, что сам по себе уникальный предмет ценности для истории не имеет.
Хорошая иллюстрация условности макгаффина – уже упомянутый чемодан Уоллеса Мораллеса из «Криминального чтива». За весь фильм зрителям так и не покажут что там, а персонажи даже намеком не назовут лежащий внутри предмет. И между тем, всем все равно понятно насколько важен этот чемоданчик. Кстати, на съемках в этом чемоданчике была, только лампочка на батарейке.
В ряде случаев макгаффином может выступать и персонаж, как например Лилу в «Пятом Элементе», дроид R2D2 – хранитель планов Звезды смерти в «ЗВ. Новая надежда», рожденный от человека репликант из «Бегущего по лезвию 2049» или Джон Коннор в «Терминаторе 2».
И опять же, сюжет должен строиться не на уникальной способности или иной ценности персонажа-макгаффина. Главная история о том, как ведут себя люди рядом с ним. Сара Коннор и Т800 пытаются спасти Джона, Т1000 – убить. Корбан Даллас хочет с помощью Лилу спасти человечество, а Жан-Батист Эмануэль Зорг – уничтожить.
Впервые широкая публика услышала слово «макгаффин» от Альфреда Хичкока в 1939 году. Он произнес это слово во время лекции в Колумбийском университете. Но откуда этот термин появился точно неизвестно. Возможно, Альфред Хичкок перенял его у Энгуса Макфейла – одного из своих постоянных сценаристов, который и его придумал во время работы над их совместным фильмом «Тридцать девять ступеней».
А может, все было наоборот, и автором термина был именно Хичкок.
Есть теория, что само слово выбрано было Хичкоком не случайно. – «Mac» это традиционная приставка с которой начинаются шотландские фамилии (Скрудж Макдак, Рональд Макдональд, Дункан Маклауд) . А слово «guff»- переводится как пустая болтовня, пустышка. То есть макгаффин можно перевести на русский как «мистер пустышка».
Хотя термин сформировался только в прошлом столетии, макгаффин как сюжетный инструмент известен с древних времен. Ясон искал в своих путешествиях Золотое руно, история короля Артура тесно завязана на меч Экскалибур, а русские богатыри через одного пытались найти Жар Птицу.
Как уже было объяснено выше, в качестве макгаффина может выступать любой предмет. А иногда даже собственно предмет не обязателен.
Единственная проблема – это достоверно объяснить, зачем каждому из персонажей нужен этот макгаффин. Мы понимаем, зачем старому царю нужны молодильные яблоки, зачем Красный череп украл Тессеракт, и почему почти каждый встречный пытается отобрать у Фродо кольцо Всевластья. Но если автор придумает совсем уж какой-то странный и непонятный макгаффин, обосновать зрителям, зачем он нужен будет очень и очень сложно.
Да, в целом макгаффином может быть любой предмет наделенный уникальными незаменимыми чертами. Но есть несколько категорий, из которых чаще всего получаются лучшие макгаффины.
Лучше всего для макгафина подходят какие-то ритуальные или мифические предметы. Кольца, короны, жезлы, яблоки, кубки, иконы, статуэтки, медальоны. Важность обладания такими атрибутами записана у человека в его культурном коде. И поэтому в уникальность таких макгаффинов люди верят легче всего.
Примерно по такой же схеме действуют всевозможные завещания, карты сокровищ, видеозаписи и древние манускрипты. Еще пару столетий назад, потеряв или испортив документы на дом, или единственный экземпляр завещания, человек запросто мог лишиться своего имущества.
И возможно через какое-то время электронный документооборот вымарает из нас пиетет перед этими бумажками, но пока этого не случилось это все еще прекрасные макгаффины.
В некоторых случаях, макгаффин преподносится персонажам в разобранном виде. И тогда сюжет троится на том, чтобы собрать вместе все части. Причем логично с точки зрения драматургии, чтобы части этого предмета принадлежали разным противоборствующим сторонам. Камни Бескончености из КВМ, книги Стенли Пайнса из «Гравити Фолс», Пирамида Света из «Лары Крофт» — все это примеры разобранных макгаффинов.
Первое место в чемпионате, первая красотка в офисе, первый экземпляр Библии Гутенберга…
У нас в природе заложено желание получить что-то первое. Первое в общественном сознании ассоциируется с лучшим. Этот стереотип поддерживается и воспитанием, и рекламой, и историей. Будьте первыми – призывают тренеры личностного роста. Неизвестно, каким бы было человечество если бы у него не было стремления к первому.
Многие сценаристы считают, что важно придумать оригинальный макгаффин. А в сотый раз смотреть историю, где все ищут карту сокровищ или очередное волшебное кольцо никто не будет. Но мы все, же придерживаемся мнения, что «история, построенная вокруг уникального предмета», это не тоже самое что «история уникального предмета». Куда важнее чтобы в погоне за макгаффином принимали участие оригинальные персонажи. А что именно они будут искать – дело десятое.
Еще один довольно часто встречающийся вид макгаффина. Вход в Атлантиду, Эльдорадо, город Троллей, или любое другое скрытое от посторонних глаз место.
Такой макгаффин обращается к внутреннему романтику публики. Он, пусть на мгновение, но дарит зрителям надежду, что на Земле еще есть неисследованные уголки. Что в этом мире есть еще что-то тайное и непонятное, до чего невозможно докопаться научными изысканиями.
Если в вашем сюжете фигурирует персонаж-макгаффин, то главное что нельзя с ним делать – это наделять чертами главного героя. Если такой персонаж сам ведет историю, принимает важные решения, то из макгаффина, он тут же превращается в полноценного героя. Причем, скорее всего, со всеми задатками Мери Сью.
Представьте, что Лилу в «Пятом элементе» не была бы такой ранимой и беззащитной. Если бы она сама могла отбиться от многочисленных наемников пытающихся ее остановить, сама добралась до древнего храма и сама уничтожила бы вселенское зло. Корбан Даллас в такой истории вообще не нужен. Точно также если девочка-королева выпускного, вдруг не станет ждать, кто из парней себя проявит и сама с самого начала решит, кто ей больше нравится. А если Люк Скайуокер не станет дожидаться, кто в итоге найдет его убежище Рей или Кайло Рен и просто прилетит к одному из них. Или дочка президента, которую должен защищать главный герой, сама раскидает всех напавших на нее бандитов.
Активный, крупно влияющий на сюжет персонаж не может быть макгаффином. Потому что, возвращаемся к основной мысли, история хоть и крутится вокруг макгаффина, но рассказывает не о нем.
В принципе, об этом мы уже тоже писали выше. Но все-таки давайте остановимся подробней.
Основное качество макгаффина, от которого никуда не уйти – его уникальность и незаменимость. Представьте, что теща Кисы Воробьянинова на смертном одре сказала бы: «Ипполит, сокровища я закопала в стул. Но еще есть страховой вексель, по которому могут выплатить всю стоимость этих бриллиантов». Стал бы тогда Киса с такой одержимостью преследовать разъехавшийся гарнитур? Если он о нем и вспомнил бы, то уже после того как протранжирил все деньги по страховке.
Если у карты сокровищ есть дубликат, кольца Всевластья продаются в каждой таверне, а камни бесконечности используются офисными клерками как пресс-папье – сюжет перестает крутиться вокруг них. А значит это уже не макгаффин.
Второй момент: у каждого, кто охотится за макгаффином, должна быть своя причина, зачем он это делает. И эту причину надо очень хорошо продумать.
Главное, чтобы овладение макгаффином не было самоцелью персонажа. Макгаффин лишь необходимое звено для достижения цели. Не получив его, финальной точки герою не достичь. А для него главное именно цель.
В этом плане идеальным примером будет Перчатка Бесконечности. Мстителям она нужна для того, чтобы спасти половину вселенной, а Таносу, чтобы уничтожить. И что характерно, когда он добивается этой цели – половина вселенной уничтожена, камни ему больше не нужны. В них нет для него ценности и он уничтожает их.
Именно из-за того, что макгаффин важен для выполнения цели каждого из персонажей, финал таких историй часто сводится к противостоянию всех против всех прямо перед найденным артефактом.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать еще один не всегда очевидный вывод: макгаффин должен соответствовать истории. Например, кольцо Всевластья хороший макгаффин для сюжета «Властелина колец». Но, например, в «Звездных войнах» путь «Тысячелетнего сокола» до Роковой горы занял бы минут семь, и никакого эпического приключения не получилось бы.
Иностранные:
Отечественные: