Скидки на обучение в Ednation: до -20%

25.08.2021

Какие эмоции должно вызывать кино?

Зритель приходит в кино за эмоциями. Это главное о чем нужно помнить. Если фильм подарит публике ожидаемый им спектр переживаний, все остальное будет прощено. Зритель простит сюжетные дыры, картонные персонажи и даже какие-то технические проблемы картины.

Эмоции это главное.

Как вызвать у зрителя переживания – это отдельный и очень обширный вопрос. В целом все что нам сегодня известно о кинопроизводстве, так или иначе, создано именно для вызова нужных чувств.

Вот о чем действительно мало кто задумывается, так это о том, какие именно должны быть эмоции в фильме? Сколько их должно быть? Как их нужно располагать, для того чтобы добиться нужного результата?

Именно об этом мы сегодня и поговорим.

Эмоции зрителя или героя?

Тонкий момент, о котором мало кто задумывается. 

Когда сценаристы говорят о то, какие именно эмоции вызывает фильм, они постоянно путают эмоции зрителя и эмоции которые переживает главный герой.

Разумеется, бывает, что переживания героя и зрителя совпадают. Например, если антагонист совершил какую-то мерзость, то узнав об этом и герой, и зритель могут испытать примерно одинаковое возмущение.

Но это иногда совершенно разные ощущения.

Простейшие примеры: представим, что персонаж висит над пропастью из последних сил цепляясь пальцами за отвесный утес. Что в этот момент испытает герой? Страх. Ужас. Панику. А что насчет зрителя? Самоуверенный автор скажет, что эмоции персонажа передаются зрителю. Но сложно себе представить, чтобы сидя в мягком кресле уютного кинотеатра зритель всерьез будет бояться упасть со скалы. Максимум чего он боится в этот момент – рассыпать свой попкорн. 

Куда честнее будет признаться, что зритель в лучшем случае переживает за судьбу героя. Или ему любопытно, как именно герой выберется из этой ситуации. 

Точно также, если в комедии главный герой во время секса с замужней женщиной вдруг обнаружит, что вернулся ее муж — он будет в панике. А зрителю будет весело.

Согласитесь, это очень разведенные по спектру эмоции.

И вот что по этому поводу нужно запомнить всем начинающим сценаристам: для автора главное эмоции зрителя, а не героя. Именно о них нужно думать в первую очередь.

Значение жанра

О том, какую именно эмоцию ожидает испытать человек включивший телевизор или посетитель кинотеатра, лучше всего скажет выбранный им жанр.

Люди, любящие комедии – смотрят кино для того, чтобы посмеяться. Фанаты боевиков – повосхищаться крутым экшеном. Драм – посопереживать. Любители детективов хотят быть заинтригованными.

В основе каждого из основных жанров, есть гарантия каких-то определенных переживаний. Именно поэтому в случае неправильной рекламы ли непонимания авторами в каком именно жанре они работают после премьеры появляются рецензии с фразами типа «имейте в виду, этот фильм не то, чем он изначально кажется». Возможно, часть зрителей примет такое положение, но большинство — нет.

Так, например, случилось с фильмом «О чем еще говорят мужчины». Этот фильм рекламировался такой же комедией, как и первая часть. Но в итоге получилась мелодрама с элементами комедии. Но это слово даже с постера убрали. 

Понятно, что мелодрама дает совсем не те эмоции, что комедия. И хотя какое-то веселье в этом фильм все еще присутствовало, зрители все равно почувствовали себя обманутыми. Чтобы в этом удостовериться, достаточно сравнить оценки и отзывы первого и второго фильмов на Кинопоиске.

Так что, выбирая жанр, автору всегда нужно понимать, какую именно эмоцию он обещает зрителю этим выбором, и сделать все от него возможное, чтобы в итоге это обещание сдержать.

Сколько нужно эмоций?

Третий момент, о котором нужно помнить: одной эмоции на фильм, слишком мало. Если речь конечно не идет о короткометражке до десяти минут.

Дело в том, что человек не может испытывать одну и ту же эмоцию на протяжении длительного времени. Это утомляет.

Вспомните самую безбашенную вечеринку в вашей жизни. А если есть видео, то лучше пересмотрите. Вы сразу обратите внимание, что хотя вам кажется что вы веселились в тот день все время нон-стопом, на самом деле это не так. Ваше веселие проходило волнами: то усиливаясь, то затухая.

И так происходит всегда. 

В США одно время все ситкомы писались в темпоритме joke-joke. Что переводится как «шутка-шутка». Практически каждая реплика персонажа, по задумке авторов должна была вызывать смех. Но на деле, половина очень даже удачных шуток не выстреливали, потому что организм зрителя не успевал выдать нужную реакцию. Более того, некоторые зрители, которые сегодня смотрят сериалы в таком формате через онлайн-платформы, то есть без рекламных пауз, отмечают, что такой темп их очень утомляет. А ведь эпизод ситкома длится всего двадцать минут.

А что же говорить о полнометражных фильмах?

Именно поэтому, любое кино должно дарить зрителям минимум две эмоции. А самые лучшие фильме – еще больше. Разумеется, основными все еще должны остаться переживания продиктованные жанром. А остальные нужно использовать, в качестве передышки для смотрящего.

Чтобы проверить это утверждение, просто сравните отношение людей к двум фильмам, полностью выстроенным на скетчах: Любую часть «Самого лучшего фильма» и уже упоминаемый выше «О чем говорят мужчины». Имеется в виду первая часть.

Кто-то скажет, что самый лучший фильм не любят из-за плохих шуток и отсутствия сюжета. Но на самом деле публика очень любит юмор ниже пояса, иначе бы такие комедии просто перестали создавать. А что касается сюжета, то в «О чем говорят мужчине» его столько же сколько и в «Самом лучшем фильме».

Вот что действительно их отличает с драматургической точки зрения, это то что «О чем говорят мужчины» дают своим зрителям передохнуть между шутками и скетчами, а «Самые лучшие фильмы» — нет. Именно для этого в «Мужчинах» есть эти трогательные драматические или философские диалоги. Они дают зрителям почувствовать что-то в другом эмоциональном спектре.

И это важный момент: эмоция для отдыха должна быть достаточно непохожей на основную. Нельзя заменить гомерический смех на веселую радость и надеяться, что этого хватит зрителю для передышки.

Так что при написании сценария, автору всегда нужно помнить о том, какими эмоциями он будет разбавлять основную, как и где именно это будет происходить.

Не та эмоция

Никто не застрахован от ошибок. А значит, у любого автора может случиться момент, когда на придуманную им сцену публика будет реагировать как-то иначе. И это безусловно проблема, от которой никуда не денешься.

Разумеется, есть примеры настолько некачественных фильмов, что они вызывая совершенно не те эмоции на которые рассчитывал автор, все равно собирают вокруг себя преданную аудиторию. Взять хотя бы печально известную «Комнату» Томми Вайсо. Задуманный как серьезная драма, этот фильм своей нелепостью вызывает столько смеха, что некоторые зрители уже двадцать лет не могут перестать его смотреть.

Но это скорее исключение из правил. Куда вероятней, что такая ошибка очень больно ударит по репутации и фильма, и всех приложивших к нему руку.

Хрестоматийный в этом плане пример из фильма «Бетмен против Супермена. На заре справедливости». Все, кто смотрел, понимают о каком моменте идет речь.

О моменте, когда Бетмен перестает считать Супермена врагом только из-за того, что их матерей одно имя – Марта. Некоторые считают, что этот момент такой провальный из-за глупости ситуации. Но в этом фильме полно глупостей, как и в любом другом супергеройском кинокомиксе. Так почему, мы прощаем Таносу его глупую идею о спасении мира путем геноцида, но не можем простить «Марту»?

На самом деле не в глупости. А скорее в нелепости самого диалога. Ведь сам факт, что матерей Бетмена и Супермена зовут одинаково – отличная находка. Представьте, что в этом диалоге Супермен пытался сказать что-нибудь типа «Можешь меня убить, но спаси Марту Кент». Ведь фамилия Кент в английском языке созвучна с «can’t» — глаголом «не можешь». И в этот момент мучимый чувством вины за смерть родителей Бетмен услышал бы «Можешь меня убить, но это не спасет Марту». Наверняка можно было бы подобрать подходящую формулировку, чтобы фраза имела двоякий смысл. В крайнем случае, можно было прямо прописать в сценарии что Супермен говорит одно, а Бетмен слышит иное.

Эта была бы та же самая сцена. И та же самая глупая причина прекращения вражды. Вот только в этом случае, зрители бы вряд ли хохотали в голос. Их эмоции были бы куда ближе к тому, что изначально задумывалось авторами.

Именно поэтому решить, какие эмоции вам нужны можно еще на этапе подготовки. А вот о том, как правильно их вызвать, нужно думать все время пока идет работа над сценарием.

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ