11.07.2022
Как упорство помогает из «нулевого» состояния вырасти в профессионала
Владимир Самборский поразил нас упорством. Когда-то он пришел на Красноярское телевидение стажером — без оплаты и перспектив, но смог вырасти в профессионального редактора, переехал в Москву и стал руководителем на ТВ.
Теперь тот же путь он собирается повторить с профессией сценариста. Мы решили расспросить Владимира, как ему удаются большие дела и перемены?
Владимир, расскажите о своем профессиональном опыте?
Я закончил факультет психологии в Красноярске. Но с 2006 года работал на телевидении, я журналист.
Начал работать на Красноярском телевидении. Это было сложно: первые полгода был стажером, без зарплаты и каких-либо перспектив. Но мне очень хотелось попасть на ТВ. В итоге меня взяли корреспондентом. Меня быстро заметили и стали приглашать в другие компании. Через полгода я уехал в Екатеринбург по приглашению Свердловской телерадиокомпании. На тот момент это была именитая компания, там делались интересные проекты, работали творческие люди, профессионалы.
В 2008 году снял первую большую форму — спецпроект про бейсджампера. Бейсджамперы — это люди, которые прыгают со специальными парашютами с фиксированных высот — с крыш домов, мостов, вышек, скал. Крайне опасный вид спорта, средняя продолжительность жизни бейсджампера — около 200 прыжков. Кайф в адреналине, потому что одно дело, когда прыгаешь с самолета и у тебя есть время свободного падения — 20-30 секунд, чтобы раскрыть парашют. А у бейсджампера для раскрытия парашюта есть только секунда-полторы. Очень впечатляющая история.
С этим спецпроектом я вышел на конкурс НТВ «Профессия «Репортер» и выиграл. Меня, как победителя, должны были наградить стажировкой на НТВ. Я приехал в Москву, но тут случился кризис, и стажировка сама собой отменилась. Пришлось искать работу самостоятельно.
Я пошел работать на телеканал «Мир». Был корреспондентом, потом снимал спецпроекты, работал на майдане в Киеве. Со временем дорос до выпускающего редактора — это тот, кто отвечает за новости в течение дня. А 6 лет назад перешел работать в программы, стал руководить подразделением, которое занимается производством документальных фильмов, спецпроектов, ТВ-программ, ток-шоу, тревел и т.д. Директор дирекции программ.
А как и почему решили учиться сценарному мастерству?
Дело вот в чем. В 2014-2015 годах — я тогда еще работал в новостях, — я понял, что хочу заниматься чем-то другим. Здорово, когда ты делаешь какой-то важный сюжет. Но он один раз прошел, все посмотрели, порадовались и на следующий день забыли. А мне захотелось делать что-то, что будет жить дольше. Я решил, что нужно идти учиться.
Действия часто бегут впереди мысли. Толком не разобравшись в своих желаниях, в 2016 году я подал документы на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Обучение там 2 года, преподают именитые мастера, много известных выпускников. Я пошел на режиссуру. Полгода проучился и понял, что не хочу быть режиссером. Что хочу не снимать истории, а придумывать. И в 2017 году поступил на эти же курсы, но уже на сценаристику.
В моей жизни есть особенность: всегда, когда мне что-то очень хочется, что-то начинает сильно мешать, как будто проверяет серьезность намерений. Так и в этот раз: только я начал учиться, как на работе начался грандиозный проект. И большую часть времени я или не мог посещать занятия, или у меня не было времени писать. Поэтому мастерскую я закончил, но диплом так и не дописал.
В какой-то момент стало немного посвободнее. Я увидел рекламу курса мастеров GoodStoryMedia и решил поучиться, потому что мысль о том, чтобы стать полноценным сценаристом, меня не оставляла.
Почему выбрали курс от EdNation?
Есть много книг по сценарному мастерству, теории, разных схем и подходов. А здесь предлагали какую-то отличающуюся от всех методику, и, судя по всему, рабочую. В тот момент я как раз осознал, что мне не хватает системы. Я садился писать и понимал, что документальные фильмы и история — разные вещи. А здесь я увидел четкую структуру, простую и понятную.
Вот говорят, что драматургия — это не искусство, а ремесло. И мне захотелось научиться этому ремеслу. Я пришел сюда. Учусь уже второй раз, я второгодник.
Как так получилось?
Первый раз я пришел на трехмесячный курс. Отучился, и только в конце третьего месяца понял, что главное в сценарии — это персонаж, а не все эти хитрые вещи, которые ты можешь придумать. И я понял, что не очень правильно распорядился учебным временем. И пошел на 9-ти месячный курс.
Каждый раз у меня что-то происходит: когда надо было писать-писать, на работе опять начался большой проект. И я на 4 месяца выпал из обучения: ни зумов, ни драфтов, ничего, потому что был загружен 25/7. И опять не дошел до точки, до которой хотел, не получил результата, на который рассчитывал.
А на какой результат вы рассчитывали?
Я хотел, чтобы у меня в руках было умение писать сценарии. Пока это не получилось, поэтому продолжаю обучение.
Как вы планировали применять приобретенные умения?
Писать сценарии. Возможно, полностью сменить сферу деятельности.
Каким проектом занимались во время обучения, о чем ваша история?
За время обучения поменял несколько идей. Потом понял, что нужно работать с чем-то одним. Изначально собирался делать политическую комедию с элементами фарса. Сейчас пишу военную драму. Это история о советском хирурге, который оказался в лагере для военнопленных.
Часто сталкиваешься с тем, что говорят про кино: «В жизни так не бывает». А здесь столкнулся, наоборот, с тем, что говорят: «Нет, в кино так не бывает». Там крутая история, поражает абсолютно все. Но в кино так не бывает, поэтому в реальной истории меня впечатлило одно, а сейчас получается совсем другое.
Что оказалось самым сложным?
Не бояться. Верить в то, что у тебя получится. Это удавалось не всегда. Ты отправляешь драфт, получаешь комментарии и думаешь: «Какой же я идиот».
Я, когда начал учиться, думал: «А что драфт на проверку надо так редко отправлять — раз в неделю?». А потом понял, что мне недели не хватает, чтобы просто прийти в себя, успокоиться, выдохнуть и начать заново делать. Поэтому отправка драфтов раз в неделю — это подходит под любой темперамент. Продумано и правильно.
А что оказалось самым ценным?
Обратная связь людей, у которых профессия в руках, которые ясно видят твои нестыковки и тебе их показывают.
Чему вы, действительно, научились?
Научился раскладывать историю, освоил двухактную структуру. Это первая важная вещь. А вторую важную вещь я понял, но еще не до конца научился. Это что самое главное — персонаж, и что не сценарист придумывает историю персонажа, а персонаж сам делает свою историю. Это я по-настоящему понял.
Вы применяете эти знания?
Да, в документальных фильмах, что возможно применить.
Поделитесь дальнейшими планами?
Буду стучаться в эту дверь, пока не откроется. Я в любом случае стану сценаристом. Считаю, что человек может абсолютно все. Как говорит Константин Эрнст, «если вы что-то не сделали, то вы недостаточно сильно этого захотели». Пошагового видения пока нет, для начала планирую доделать свою историю. Настрой серьезный, очень сильно этого хочу.
Изменилось ли ваше представление о работе сценариста?
В целом, нет. Единственное, что сценарий — это, скорее всего, командная работа. Потому что раскручивать историю одному сложно, нужно, чтобы было, с кем обсудить, кто в теме и у кого с тобой одна цель. Историю всегда лучше делить хотя бы на двоих. Пока единомышленников у меня нет… Но я помню начало своего пути, как я пришел на телевидение, и никто меня не брал. Я сказал: «Возьмите бесплатно, я буду «Принеси-подай-иди нафиг-не мешай». И уже скоро стал журналистом. Я готов повторить этот путь. Если будет возможность начинать даже не с нуля, а с минус второго этажа, я с радостью.
Кто или что вас вдохновляет?
Кто — Остап Бендер. Своей жизненной силой и энергией. Я понимаю, что да, делать надо вот так, и безвыходных ситуаций не бывает. Еще барон Мюнхгаузен, но Остап более жизненный.
Что вы можете пожелать тем, кто пишет, и только начинает присматриваться к сценаристике?
Не бояться. И не думать о том, что вы какие-то уникальные неудачники. Этот путь — неудач, разочарований, слез, обид — прошло огромное количество людей. Все, кто сейчас на коне, прошли через это. Победит тот, кто будет верить в себя.