28.10.2021
Как изменить понимание профессии и перейти от «проходных» боевиков к классному сценарию
Владимир Омельянчук пришел на курс «От идеи до сценария…» уже с опытом сценарной работы. До этого он успел поучиться режиссуре в СПбГУКиТ, поработать с Александром Цекало, написать с десяток сценариев для боевиков. Сейчас опыт «От идеи до сценария…» с энтузиазмом применяет в работе над сценарием этнического арт-хоррора.
На курс я пришел с портфолио сценариста кино и сериалов. Осознанно, потому что до этого учился на режиссера в СПбГУКиТ, и писать сценарии стал уже после режиссерского опыта.
Работал плейбеком, потом администрировал, работал вторым режиссером. Появилась семья, и я ушел со съемочных проектов, чтобы помогать жене малыша растить.
Начал писать. Сначала для рекламы, потом заинтересовался сериалами. Сценарный агент сосватал меня в продюсерскую компанию Александра Цекало «Среда». Работал там год. Набрался опыта и стал брать заказы на диалоги, оформление, на редактуру сценариев боевиков для НТВ.
Началась пандемия, и мы с семьей переехали в Новосибирск. Мафия, менты, столкновения, разборки — это было так тоскливо и скучно! Я впал в депрессию — хотелось делать что-то значимое, актуальное. Интересное. Менять мир…
В итоге решил научиться писать комедии. Пробовал разные курсы. Сценарный курс Good Story Media и Эднейшен оказался самой удачной инвестицией.
На курсе я начал писать драфт комедии про женщину, которая решила стать селф-партнером. Раз за разом подбирался к теме, но драфт за драфтом выходило не то. Разозлился на героиню и сделал ее антагонисткой. Главным действующим лицом стал ее муж, который не понимает, что с его женой не так. В итоге этот вариант и приняли.
На обучении у меня были задача максимум — попасть на стажировку в Good Story Media. Постепенно задача трансформировалась в «Найти как можно больше слабых мест и их проработать». Я ее выполнил на 300%.
Ошибки — это хорошо. Когда учишься, ошибки показывают точки роста, которые при нужной проработке превратятся в сильные стороны.
Учебная работа — это отказ от части творческой индивидуальности ради нового опыта. Поэтому во время курса я писал не так, как мне было привычно и удобно, а так, как требовали мастера. Если бы писал историю, как хотел, то выдал бы пилот за две недели. Но я учился и старался методично прыгать по всевозможным граблям, набивать шишки.
Когда я пришел на курс, я уволился со всех работ, взял кредит на учебу и сосредоточился только на ней. У меня была задача: научиться методике людей, работами которых я восхищаюсь. И я реально отдавал учебе все силы и время. Поэтому, когда я 108 раз переписал драфт, а его не приняли, было сложно не спрыгнуть с крыши. 108 — реальная цифра: у меня приняли 109 вариант истории.
На одном из вариантов драфта куратор написал, что я не изучаю тему. А я был поглощен темой! Хотел написать гневное письмо, что отлично знаю тему, и это он нифига не знает. Но успокоился и осознал, что, если не могу показать в заявке, что знаю тему, значит, я ее не знаю.
Еще больше проблем было с персонажем. Я его отправлял на проверку 6 раз, и куратор не принимал. Было тяжело. Пришло отчаяние, что я, наверное, никогда не смогу справиться с комедией. У однокурсников принимали работы, а я топтался на месте! Но появились мысли, что задача «сдать драфт» просто трансформируется в задачу «сдавать драфт за драфтом, не теряя энтузиазма». Я за неделю переписал персонажа еще 20 раз и все получилось.
Я увидел, как работают сценаристы Good Story Media. Это ценный опыт. Главная ценность и преимущество курса — это фидбек от настоящих великанов сценаристики. Сразу видишь, на что обратить внимание.
Основной мой инсайт на курсе Good Story Media в том, сколько времени стоит чему уделять. Раньше я 30% времени придумывал идею, персонажа и сюжет, а 70% — поэпизодник и диалоги. Сейчас 50% времени отдаю идее, 30% — персонажу и сюжету и 20% оставляю на поэпизодник и диалоги.
Хочется верить, что я научился работать с персонажем. Это было мое слабое место, я очень старался разобраться. В итоге драфт персонажа-перевертыша, который я написал за два часа, приняли с первого раза. Это большое достижение.
Я не считаю, что после курса стал прямо профи-профи. Ничего я не знаю, но немного овладел некоторыми инструментами, пообщался с мастерами, увидел, как это работает, обзавелся полезными связями. Стал правильней думать.
Я поменял свой взгляд на профессию. До курса Good Story Media я работал на боевиках и артхаусе. Мне представлялось, что сценарист — это тот, кто пишет диалоги и поэпизодники. Теперь я знаю, что сценарист — это тот, кто придумал идею и сумел ее донести до постпродакшн. Все остальное поменяют двести раз, включая диалоги, сцены и локации. А Идея останется всегда.
Для меня ценное открытие, что моя работа — это не писать, а переписывать. Поэтому я умоляю меня критиковать. Всем говорю: не стесняйтесь, говорите, где что не так. Моя работа — это переписывать текст раз за разом и не терять энтузиазма.
Успех в кино во многом зависит от стечения обстоятельств. Я бы хотел себя чувствовать самостоятельной творческой единицей, но при этом понимать процесс и быть готовым воспользоваться шансом, если он мне выпадет. Это уровень, к которому я пришел.
После курса Good Story Media я стал верить в себя больше, потому что увидел механику. До курса я не понимал, как можно написать эти изумительные диалоги в «Ольге». Но теперь я увидел, как их делают с нуля. Я осознал, что, если я потрачу на диалог 789 часов, смогу сделать нечто похожее.
Работу получил сразу после курса. Никаких проблем — позвонил продюсер Владислав Горжак со студии «Кышкыт кино» и предложил писать арт-хоррор. Я сказал, что отучился на курсе Good Story Media и он сразу меня взял. Для любого продюсера в России Good Story Media — это уровень и образец.
«Кышкыт-кино» — это новая ижевская киностудия, которая планирует заниматься фильмами ужасов и снимать их в Удмуртии. Молодые ребята из музыки, моды, театра. Любят и знают свою культуру. Пытаются ее продвигать через жанровое кино. Я очень увлечен работой — не только пишу сценарий, но и лекции снимаю, провожу мастер-классы по технологии Good Story Media.
Это будет ужастик под названием «Палэсмурт». Палесмурт — персонаж удмурдской мифологии, демон-получеловек: одна половина человеческая, другой нет. Он олицетворяет половинчатость человеческой натуры.
Сюжет такой: молодая удмуртка возвращается в родную языческую деревню на похороны отца и сталкивается с этим самым Палэсмуртом, который хочет довести ее до самоубийства за нарушенное 10 лет назад табу.
Для меня важна тема борьбы женщины за право считаться человеком. Это я Кэролайн Перес «Невидимые женщины» начитался. Все эти древние языческие табу — ты баба, туда не ходи, так не одевайся, так не говори, так о себе не думай, — с этим варварством моя героиня вступает в борьбу.
Но в то же время моя история про то, что человек без корней — он тот самый Палэсмурт: половинка. Нужно и звериную, и дикую сущность в себе признавать. Иметь когти и клыки. Это и есть сила. Нельзя быть все время жертвой, даже если кругом тебя жестокие люди и духи.
Технология Good Story Media помогает мне сделать из интересной идеи сценарий. Уверен, что у нас выйдет великолепная работа, и мы выйдем в широкий прокат. Я безумно благодарен Эднейшн и мастерам и кураторам за возможность получить этот бесценный опыт и стать лучше.
Страница Владимира Омельянчука в Facebook