18.06.2022
Как прийти на курс по сценаристике и вырасти, как писатель
Оксана Руф — сетевой автор. Она публикует истории на онлайн-площадках, общается с читателями и постоянно обучается писательскому мастерству.
В мае Оксана закончила 9-ти месячный курс «От идеи до сценария по технологии Good Story Media» и мы поспешили расспросить, чем он помог ей, как писателю?
Начну издалека. После школы я пошла в торговлю. Два года отработала, поступила в Московский Международный банковский университет в Питере, я тогда жила там. Немного проучилась, поняла, что работать с финансами не хочу. Забрала документы и снова пошла работать. Это был 2010 год.
В 2012 году после рождения сына поступила на психфак РГГУ имени Л. С. Выготского. Хотела на клиническую психологию, но ее не было в заочном формате, а на очном учиться я не могла. Пошла на психолого-педагогический. Работать психологом не планировала — поступала, чтобы разбираться в психологии личности. Через два года мне пришлось отчислиться из-за нехватки времени. Еще через год родилась дочь, а я восстановилась в университете: хотелось во что бы то ни стало закрыть гештальт.
В 2016 году у меня случился читательский запой. За полгода прочитала около 150 книг. И в какой-то момент поняла, что сама хочу написать что-то интересное. Начала писать историю. Я и раньше писала, но понемногу, а тут решила, что хочу заниматься литературой профессионально.
Да, часть из них со мной уже 6-ой год. Эти люди у меня в друзьях в ВК и в моей группе ВКонтакте. Они отслеживают мой авторский путь и рассказывают мне обо мне. Это очень ценно и волнительно. Благодаря читателям я не бросила писать.
У меня случился эмоциональный срыв. Я училась в институте, надо было постоянно писать, чтобы не терять аудиторию, дети маленькие — сын должен был пойти в первый класс, а дочка ходила в садик. Я писала современный любовный роман, а тут решила попробовать другой жанр и опубликовала его под тем же именем. И читатели разбежались. Остался только этот костяк, он меня утешал и поддерживал.
В тот момент я пошла на курсы «Астрель СПб» — «Мастер текста». Это моя альма-матер в литературе. А еще я там познакомилась с детской писательницей Екатериной Матюшкиной. Катя читала одну лекцию и зацепила меня своей открытостью. У нее был авторский курс по детской книге, и я его прошла тоже.
Писать я продолжила, а из института ушла: общая психология, которая мне была интересна, закончилась. На педагогическую я не хотела, да и времени не хватало.
Я увидела рекламу, посмотрела вводные бесплатные видео. Меня настолько вдохновили Артем Лемперт и Павел Орешин, что впервые в жизни я написала отзыв, оставила его под видео. Мне предложили пройти обучение. Я посоветовалась с мужем и записалась на 9-ти месячный курс.
Я пошла на курс, чтобы научиться лучше писать. Мне кажется, что всегда можно написать лучше. И, если есть возможность учиться у профессионалов, это замечательно.
Конечно! Я очень амбициозная. У меня золотая мечта, чтобы по моему сценарию сняли классный фильм. А, когда мне предложили обучение, я задалась целью попасть в Good Story Media на стажировку. Я считала, что мне все двери открыты, ведь у меня есть литературный опыт!
Я пришла с конкретной идеей. Мне было интересно развить теорию о том, как будет вести себя человек в мире, где известен конечный срок жизни. В работе над первыми драфтами я совершила ошибку — ввела в идею два фантастических допущения и тем самым наворотила огород. История начала приобретать вселенские масштабы, появились сразу три идеи внутри одного мира, которые мешали друг другу. С каждым драфтом история теряла уникальность, превращаясь в жалкое подобие того, что я вообще могла бы создать. Куратор очень старался донести мысль, что моя история не подходит. Но на 7-м драфте, я думаю, он отчаялся и предложил мой драфт на разбор Павлу Орешину. Это был общий разбор со всеми учениками, где Павел разбил мою историю в пух и прах.
Это был крах. Я подумала, что я иду куда-то не туда. Что, может, мне не нужно учиться сценаристике. Что, когда люди приходят в сценаристику из профессий, не связанных с литературой, обучение дается проще, потому что они как чистый лист. А, когда есть литературный опыт, ты в себе уверен, и это мешает.
После разбора Павла я взяла перерыв, чтобы переосмыслить все и прийти в себя. Я читала статьи выпускников, и наткнулась на интервью с Владимиром Омельянчуком, где он рассказывает, что сдал более 100 драфтов. Он переписал историю больше 100 раз! Мне стало стыдно, что я хочу сдаться. Я дочитала интервью, открыла файл и начала работу сначала.
В тот момент у меня появилась новая цель: не попасть на стажировку, а взять максимум от курса. И мой 8-ой драфт был уже с другой идеей. А 9-ый драфт у меня приняли.
Когда я писала первые драфты, я мыслила категориями литератора. Я всегда на историю смотрю в целом: от начала и до конца. И все сюжетные линии у меня находятся на поверхности. А когда ты работаешь над сценарием, например, над линией главного героя, нужна только одна идея.
Работа на курсе помогла мне вырасти как писателю. Стало проще формулировать мысли, находить слова для описания действий. Поэтому я рада, что пошла на курс и благодарна за то, что со мной столько занимались.
Мне интересны триллеры, драмы, фэнтези. Я люблю наблюдать за людьми в разных обстоятельствах и много читаю по психологии личности. Я даже изучала влияние определенного психиатрического диагноза на развитие человека. Это был выдуманный герой с психиатрической патологией, я исследовала, как этот человек мог бы вести себя в определенных обстоятельствах, и написала об этом историю.
Тема — пестование ошибок прошлого. Это когда ошибки прошлого мешают человеку развиваться. Он отгораживается от людей и сам себя наказывает. Через эту историю я хочу сказать, что даже если были ошибки, человеку всегда нужно двигаться вперед. Потому что каждое решение меняет жизненную дорогу. Если человек останавливается, он исчезает, как личность.
Оформить высказывание. Над драфтами по идее и персонажу я работала день и ночь, и в итоге пришлось все перечеркнуть и начать заново. Но я не жалею. Потому что именно в работе над высказыванием учишься формулировать, от чего и к чему должен прийти персонаж, что вынесет человек, который потратит время на историю. Для меня это очень важно: чтобы человек, который знакомится с моей историей, не пожалел о потраченном времени.
Наверно, то, что меня опустили с небес на землю. На курсах по литературному мастерству меня хвалили. Мне там сказали: «У вас талант, вам надо работать с большими формами». И читатели меня хвалили. Но на деле учиться надо всю жизнь. На курсе мне показали, куда расти, это было самым главным.
Работать с персонажем. Потому что я пишу истории без плана. Я знаю, к чему придут герои, но то, что находится внутри истории, для меня такое же открытие, как для моих читателей. На курсе я научилась создавать персонажа с нуля. Теперь я могу поместить героя в историю, и буду заранее знать, как он отреагирует на ту или иную ситуацию. С этим гораздо проще работать.
Я научилась не сдаваться. Поняла, что каждая история найдет своего слушателя, читателя, зрителя. Если я хочу что-то донести, то нельзя сдаваться, надо работать: упорство вознаграждается. Я поняла, что на свете есть люди, которые стараются больше, чем я. И, если я чего-то не достигла, — значит, я вложила недостаточно усилий.
Буду отрабатывать полученные знания, изучать учебники по сценарному мастерству и соотносить их с полученным на курсе опытом.
Хотелось бы думать, что да. Я мечтала, чтобы меня заметили в Good Story Media, и как я всем покажу себя и стану крутым специалистом. На самом деле так не бывает: нужен путь, становление.
Да, очень. До обучения я была уверена, что работа писателя и сценариста похожи. А оказалось, их даже сравнивать нельзя. Сценарист — это командная работа. А писатель работает в одиночку.
Я решила изучать сценаристику еще потому, что сценарист не заключен в рамки одного жанра. В писательской среде очень важно найти свою нишу. Например, если ты автор современного любовного романа, то хардкорная фэнтези-история читателю не зайдет, аудитория разная.
В сценаристике нет рамок. Один сценарист может быть автором комедии, потом триллера, потом мелодрамы, и это воспринимается нормально. Меня это подкупило.Еще для меня сценаристика была важным пунктом на пути создания собственного комикса. Я фанат манги, аниме, корейских и китайских комиксов. Для того, чтобы их создавать, литературного опыта мало: нужны знания сценариста.
Я пишу по утрам, когда дети в школе. Или ночью, когда все спят. Приходится разрываться, но я не могу отказаться от писательства. Если откажусь, наверно, не смогу жить. В тот период, когда я пыталась отказаться от писательства из-за нехватки времени, мои истории мне снились.
Да все! Вскользь брошенная фраза, чья-то внешность, объявление на столбе. Видишь — и история сама начинает складываться. Самые интересное — это люди.