21.07.2022
Как строителю начать писать сценарии, занять второе место на конкурсе короткометражного кино и понять, как добиваться в творчестве твёрдого результата.
Иван Баженов строит загородные дома в Иркутске, Байкальске и Улан-Удэ. Он — собственник строительного предприятия. На курс «От идеи до сценария по технологии Good Story Media» Иван пришел, потому что «чувствовал творческий зуд». А спустя год его сценарий занял второе место на питерском фестивале «RUIFF».
При встрече Иван рассказал, чем сценаристика похожа на строительный бизнес, и как он теперь совмещает эти два дела.
Иван, вы до курса изучали сценарное дело?
Системно — нет. У меня всю жизнь, сколько себя помню, были графоманские позывы. Но ни до чего серьезного руки не дошли.
Вот уже лет десять я руковожу строительным предприятием полного цикла — строим загородные дома. Территориально стройплощадки находятся довольно далеко друг от друга, поэтому много времени провожу в дороге. Пока еду, слушаю подкасты по сценаристике, аудиолекции, придумываю истории.
Почему именно сценаристика, это ведь так далеко от строительства…
Этот вопрос я сам себе задаю. Процесс работы, которая кормит — налажен, а творческие потребности на момент моего прихода на курс не были закрыты. Я чувствовал творческий зуд неопределенного характера. И мне казалось, что сценаристика — это путь к структурированному творческому мышлению. На курсе эти догадки подтвердились. Дело было 1,5 года назад — самый разгар пандемии, ноябрь 2020-январь 2021.
Почему выбрали EdNation?
Уже не помню, как я попал на курс. Вроде бы слушал какой-то подкаст, наверно «Авторскую комнату», и кто-то из ведущих упомянул, что проходил обучение GoodStoryMedia. Потом увидел рекламу курса от Good Story Media и подумал, что это хороший источник опыта.
Но на тот момент для меня, как для человека без опыта, информации, которую давали на курсе, было много. Сейчас понимаю, что надо было начинать с чего-то более простого, с базовых штук. У меня сложился очень хороший контакт с куратором, но мне попросту нечего было у него спросить.
У меня была идея, которую я хотел с помощью обучения довести до внятности. Мне казалось, что у меня есть готовый продукт, который надо как-то формализовать в сценарий. А то, что конструкционно сценарий никуда не годился, и под ним нет жизни, — это я понял уже ближе ко второй половине курса.
Через пару месяцев после окончания курса вновь пересмотрел обучающие материалы и многое стало яснее. Очень здорово, что после окончания обучения сохраняется такая возможность.
Вы планировали продвигать свой сценарий, искать, может быть, продюсеров?
Нет. У меня тогда не было, да и сейчас нет притязаний, что сценаристика станет делом, которое кормит. Скорее, это творческая самореализация. Независимо от моей воли в моей голове рождаются сюжеты и хочется как-то помочь им обретать более интересные и эффективные формы.
Каким проектом вы занимались на курсе?
Я на входе в курс решил, что «рентабельнее» идти сразу в разработку полного метра — и сразу же на этом закопался. К середине модуля я погряз в сложной структуре сюжета и идея «поплыла». Мне кажется, гораздо больше полезного из курса можно вынести, если взять для обучения малую форму. Важнее выйти не с продуктом, а с навыками.
Что оказалось для вас самым трудным?
Выбираться из сюжетной колеи. Я держался за свой сюжет и под него подводил новые знания. И это оказалось ошибкой. Если у тебя есть живая идея, она в любом случае останется, даже станет яснее.
А второе — работа над своим сценарием на курсе начиналась с понимания идеи и высказывания, что ты хочешь сказать своей историей. Мне кажется, чтобы ясно сформулировать высказывание, нужно иметь определённый опыт рассказывания историй с помощью этого инструментария. Для меня, как для новичка, это было сложно, и я сильно завис. Наверное, треть учебного времени потратил на модуль с идеей и высказыванием. Плюс наложилось, что я делал эпическую историю и не очень понимал, о чем она рассказывает в метафорическом плане.
А чего ценного дал вам курс?
То, что было такое общее место, где ты можешь выложить свою работу и посмотреть работы сокурсников. Можешь обсудить свою работу с сокурсниками и посмотреть на чужие работы в разрезе диалога автора с куратором. Это очень полезно. Очень крутая тема совместного сотворчества в открытом пространстве.
Чему вы научились?
Сложно сказать. То есть, конечно, научился, но это сложно отслеживаемые штуки. Ты начинаешь по-другому идею обдумывать… Я понял, что, оказывается, есть вещи, более важные, чем сюжет, и что он по сути вторичен и сам успешно строится, если решены базовые темы про героев.
После курса применяете полученные знания?
Да. После курса я отложил идею, на которой работал во время обучения, взял более простой формат короткого метра и собрал его, используя инструментарий курса. Я пошел от идеи и, действительно, стало проще.
Эту историю я отправил на фестиваль в Питере «RUIFF» — единственное, что нашел в 2021 году. И сценарий занял на нём II место.
С тех пор стараюсь регулярно что-то писать. Не всегда получается делать это ежедневно, но два-три захода в неделю стараюсь выделять. Чтобы, что называется, не остывали руки.
Уверенность в своих силах выросла?
Мне очень помогло это втрое место в Питере. А потом я перешел в «дзенскую» фазу — пропало давление, что надо срочно писать и срочно сдавать. У меня нет необходимости зарабатывать на хлеб сценариями. И этот лайтовый формат написания убрал стресс и принес приятное времяпровождение. Это такая магия второго порядка, что не только буквы складываются в слова, а еще и слова — в истории.
Есть ли у вас какие-то сценарные планы?
Я составил личный планчик: написать истории в разных жанрах и разных стилистиках. Постепенно по нему продвигаюсь, а результаты отправляю в разные места. Места для отправки нахожу по принципу: что-то написал — захожу в поисковик и ищу, куда можно отправить.
Я бы получил большое удовлетворение, если бы по моей идее сняли фильм. Это не заход в индустрию: чтобы мои сценарные усилия кормили мою семью, я должен был бы стать профессионалом высокого класса. Быстро это не делается. С другой стороны, у меня много свободного времени. И это хороший симбиоз с моим творческим увлечением. Далеко идущих планов не строю, но, если что-то получится, мне будет приятно. Если нет — не разочаруюсь.
Ваше представление о работе сценариста после курса изменилось?
Конечно. До курса у меня был странный перекос, что в творческой работе все не так, как в остальных видах деятельности. Что там розовые пони жуют сахарную вату и порхают перламутровые музы. После курса я уже знал, что в этом виде деятельности тоже очень много производственных сил, что существует свой рынок, есть коммерческие штуки. Что это точно такая же профессия со всеми трудовыми издержками.
Проводили параллели со своей работой?
Да, конечно. У нас от проекта до его реализации на стройплощадке происходит куча изменений. Поэтому расхожая мантра о том, что сценарий не пишется, а переписывается, протеста совершенно не вызывала. Я очень спокойно сейчас отношусь к тому, что в процессе можно кардинально поменять сюжет, и это не насилие, а погружение в тему. Это — стадия проектирования, потому что первичная задумка может не учесть конструкционных особенностей. В строительстве тоже так: если у тебя хреновый фундамент или несочетаемые материалы — сложно рассчитывать на отличный результат. И что если на этапе эскиза что-то не получается — нет смысла идти в детальную разработку. Здесь отчетливые параллели.
Что можете посоветовать пишущим людям с позиции своего опыта?
1. Начинать с малых форм. Если нет опыта, лучше написать законченные 4 страницы, чем незаконченный эпичный роман. По собственному опыту знаю, что неполучившаяся большая задача очень токсична в плане творчества, а получившаяся маленькая — окрыляет.
2. Пишите о том, что знаете, или о том, что волнует. Этот совет мне раньше казался банальным. Но теперь я уверен, что не получится писать толково о том, что тебя хотя бы краем не цепляет.
3. Найдите единомышленников. Лучше всего — соавтора. В момент обсуждения с другим человеком приходят неожиданные решения.