Скидки на обучение в Ednation: до -20%

23.05.2022

Илья Яковлев: «Шансы надо использовать осознанно и максимально!»

Если вы думаете, что в маленьком городе далеко от столиц нельзя жить интересно, создавать и реализовывать большие проекты, — вы ошибаетесь!

Пример тому — Илья Яковлев из Каменска-Уральского под Екатеринбургом. По образованию искусствовед, по профессии — журналист, этим летом Илья готовится снимать на Свердловской киностудии короткий метр по собственному сценарию.

О том, как ему помог курс «От идеи до сценария…» и о своих планах Илья рассказал нам в интервью.

От комиксов до директора газеты

Я еще в детском саду начал рисовать комиксы. Окончил художественную школу. Хотел поступать в архитектурную академию, походил на подготовительные курсы и… испугался. Пошел на искусствоведческий факультет, планировал, что буду заниматься наукой. Но, закончив в 2000 году университет, понял, что никакой науки уже нет и надо зарабатывать деньги. А так как я студентом подрабатывал в художественной школе преподавателем компьютерной графики, решил с другом выпускать газету. И с 20 лет я в журналистике. Начинал как верстальщик, потом стал писать, брать интервью, фотографировать. В маленьком городе ты должен уметь все, я даже развозил газету, когда водитель болел. 

Последние 12 лет работаю директором газеты «Каменский рабочий». В газете 48 полос формата А4, печать офсетная, полноцвет. Выходит дважды в неделю. Это больше альманах, чем новостная газета, так исторически сложилось. А директор — это и главред, и финансовый директор в одном лице. Тот, кто организует весь процесс.

Чем Каменск-Уральский лучше Екатеринбурга

Население нашего города 152 тысячи человек. Из них чуть больше половины, 86 тысяч, — пенсионеры. От нас до Екатеринбурга 100 км, 1,5 часа на электричке, так что многие живут на два города. Молодежь уезжает в Екатеринбург учиться.  

А у меня переехать в Екатеринбург даже мысли не было. Мне всегда очень нравился свой город. Каменск-Уральский очень интересный по расположению. Он очень узкий и длинный, расположен на слиянии Исети и Каменки и вытянут вдоль этих рек. Город разделяет огромный еловый массив. Красота, а какой воздух! Все приезжие восхищаются.

Город, точнее, поселение, основано в 17 веке, когда здесь нашли железную руду. В 1701 году был заложен завод, и начали лить пушки. Крузерштерн ходил в походы с пушками из Каменска-Уральского.

Время для мечты

Я решил, что настало время реализовать мечту. И пошел учиться на курс «От идеи до сценария…»

Я уже больше 20 лет в журналистике, и, наверно, устал. Решил сменить профессию. Вспомнил комиксы и как всю жизнь хотел, чтобы мои картинки оживали. И подумал, может, настало время воплотить мечту.

Поучился на сценарных курсах, которые готовят специалистов для мультипликации. Понял, что процесс этот трудоемкий, и, скорее всего, мои истории очень долго будут реализовываться. И тут мне попалась реклама «От идеи до сценария…». Я решил, что техпроцесс тут чуть подешевле и быстрее. К тому же ребята рассказывали, что дадут систему, как надо работать для телевидения. Так я тут оказался.

Буду снимать короткометражку

Конкурс на киностудии был 16 человек на место. Я прошел. Теперь буду вторым режиссером на Свердловской киностудии, а летом попробую снять свой фильм.  

Во время обучения я работал над полным метром. А для себя сейчас пишу короткий метр, хочу его летом снять уже с теми знаниями, которые получил на курсе.

В свое время в Екатеринбурге была мощная Свердловская киностудия. Потом она пришла в упадок, а 2 года назад ее решили возродить. Уже сняли полнометражный фильм «Подельники», он вышел на большой экран.

Весной на киностудии велся набор на обучение. Конкурс был 16 человек на место. Я прошел. Сценаристов не набирают, на площадку попаду, как второй режиссер. Но это и хорошо, потому что сценарист должен знать техпроцесс: как это снимается, сколько стоит. Потому что можно написать что-то, что будет дорого снять, и поэтому оно так и останется нереализованным. Хочу изучить все и снять на Свердловской киностудии свой фильм.

Самое сложное — выделить одну идею

Во время обучения самое сложное для меня было — вычленить одну главную идею, и направить каждое действие героя, и весь сюжет на раскрытие и показ этой идеи. Сложно было понять это, а потом принять и воплотить, хотелось рассказывать сразу обо всем.   

Воспринимать комментарии куратора мне было проще, чем многим ребятам, потому что это не первые мои курсы и у меня большой стаж редакторской работы. 

Я понимал, что задача куратора — не показать мое несовершенство, а помочь, чтобы я начал думать и со стороны смотреть на свою работу.

Я менял идею, потому что понял, что не смогу ее раскрыть. В итоге вторая идея оказалась основана на первой. С помощью куратора разобрался.

Хочешь писать — пиши! 

Самым ценным было понять то, что всем всегда говорят, — если хочешь научиться писать, надо писать. Чтобы появилось мастерство, надо овладеть ремеслом. А, чтобы овладеть ремеслом, надо писать, писать, писать. И это самое сложное, когда ты это понимаешь головой, но не принимаешь сердцем. Принятие простых истин.

Сценарист — это человек «про переписывать». Многие у нас на этом срезались, потому что, когда переписываешь много раз, хочется все бросить. Кажется, что все написал, и все должно быть понятно, а оно опять непонятно.

Счастье, что мне нравится копаться в словах. Очень интересно подбирать правильные слова, чтобы выразить свои эмоции. В сценаристике это возведено в степень. Мне это интересно, я от этого ловлю кайф, хотя, конечно, когда раз десять перепишешь, устаешь.

Открытия

Я многому научился на курсе. Здесь дается отработанная система, и каждый ее компонент был для меня открытием. Например, я и до курса понимал, что персонаж должен быть интересным. Но за счет чего он должен быть интересным? Из каких компонентов состоит интересность? На курсе я это узнал и даже уже что-то использовал для своей короткометражки.

Очень интересно, когда ты начинаешь что-то делать и видишь, что твой персонаж не работает. И понимаешь, что у персонажа, например, нет конфликта. А нет конфликта — нет драмы, нет истории.  Если зритель не будет сопереживать персонажу, зачем тогда это? И одно на другое нанизывается таким образом, что, если в начале ты что-то не сделал, то вся конструкция не строится. Вот это для меня было открытием. 

Курс помог мне все структурировать, разложить по полочкам и показал, как это сделать.

Планы

Для начала надо встать на ноги, иметь на руках проекты. И тогда уже дальше развиваться. Свердловская киностудия развивается мощно и для меня большой шанс снять свою историю тут. Там много работы, есть, где прикладывать усилия.

Я планирую такую стратегию — лучше маленькими шажками, но уверенно, чем куда-то зашагнуть и не справиться. Шансы будут, и надо их использовать осознанно и максимально. Браться за то, что сможешь вытянуть.

Хочу пожелать студентам-сценаристам

  1. Не бояться сдавать работы. Есть график, и что бы не происходило, если вы планируете попасть в профессию, надо писать и сдавать. Получать обратную связь, переписывать и сдавать. Иначе никак. Ценность курса — то, что на «той стороне» вас прочитают профессионалы и дадут адекватную оценку, помощь. Самодисциплина нужна. 
  2. Не боятся получать обратную связь. Есть страх того, что опять напишешь не так. Да, напишешь не так. Но следующий драфт будет лучше, чем предыдущий. И так постепенно до нужного уровня. Нет смысла получать знания и не применять их.

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ