Скидки на обучение в Ednation: до -20%

28.10.2021

Григорий Учаев: Все возможно

Как вернуться к мечте спустя годы

В юности Григорий Учаев собрал огромную фильмотеку. Но профессию выбрал совсем не кинематографическую. Спустя время понял, что кино не отпускает, и начал обучаться сценарному делу.

Хочу кино!

В детстве я обожал кино. У меня была огромная фильмотека — сокровище во времена отсутствия интернета. Думал: как здорово быть актером! Кино — это был какой-то волшебный мир. А я казался себе вполне обычным. Так что после школы смотреть в сторону кинематографа я побоялся и пошел учиться на таможенника.  

Выучился, стал работать. И понял, что не хочу я этим заниматься. А чем хочу? По-прежнему кино! Но героем быть уже не хотелось. Хотелось анализировать повороты сюжета, диалоги и детали. Я подумал, что, если я столько смотрю кино, столько обсуждаю фильмы, и, как мне казалось, уже достаточно в этой теме разбираюсь, надо попробовать кино написать. Мы с другом стали писать сценарий.  

Но мы понятия не имели, как пишется сценарий, у нас не получалось. Тогда я стал читать книги. Много писал, переписывал. А три года назад «дозрел» до мысли о наставничестве и пошел учиться на курсы. «От идеи до сценария…» — мой второй сценарный курс.

Все возможно

Три года назад работал с ТВ-3, редактировал 4-х серийный сериал. Потом написал серию для дневного сериала. Это было даже без титров, но мне было интересно попробовать. Я почувствовал, что готов вкладываться временем и энергией, хочу развиваться. Мне нравится и процесс, и результат.

Рекламу курса попалась на глаза в нужный момент. Как раз перед этим я понял, что нужно прокачивать навыки, что моих знаний недостаточно. Good Story Media делает классный продукт. Почему бы не узнать, как они его делают? 

Я пришел на курс с идеей полного метра. Кураторы подтвердили, что история перспективная. Особой сложности не было, но понял, что, если разрабатывать полный метр за 2 месяца — будет халтура. Решил взять максимум от курса, чтобы применять и разрабатывать сценарий самостоятельно. Чем дальше шло обучение, тем больше отставал, но меня это не огорчало. 

Я уверен в том, что я эти знания применю. Если не сейчас, то в ближайшее время. Я понял, что это возможно.

Две стороны медали

На курсе «От идеи до сценария…» мне очень понравилось, как выстроена структура обучения. Можно написать сценарий от начала до конца по инструкции. Но лучше отрабатывать навыки на пилоте ситкома — формата, на котором специализируется Good Story Media, а потом уже применять на других форматах. Структуру для разработки идеи я взял на заметку — это  новое и это сильно. 

 Второй момент — обратная связь. Научиться писать сценарии без наставника очень сложно. Тому, кто хочет прокачаться в сценаристике, надо учиться у мастеров, получать обратную связь и корректировать умения.

Я взял на заметку структуру для разработки идеи. Продолжая разрабатывать полный метр, я составил список комедий, которые хочу посмотреть и разобрать по структуре Good Story Media: персонажей, идею, саму историю, чтобы отработать анализ фильма и видеть то, как он делался, а не то, как выглядит в итоге.

С одной стороны, классно видеть, как делался фильм: как конструктор. С другой — иногда пропадает кайф просмотра, по той же причине, что ты понимаешь, как это устроено. А иногда бывает, как будто ты ничего и не знал никогда, первозданность восприятия. Вот, например «Ход королевы» в русском переводе. Смотрю, и мне кажется: настолько просто написан сериал! Но я не мог оторвать взгляд. Простая история, интересно снята, за которой интересно следить. Потрясающе.

Фото Григория Учаева

О пути сценариста

План один: много писать и расширять круг полезных контактов для продвижения. Возможности появляются благодаря общению с людьми. Нетворкинг — это важно.

Например, я познакомился с редактором, который общается со студиями, продюсерами, режиссерами. Вместе мы закончили разработку заявки для РЕН ТВ. Сейчас ждем обратной связи. Вот таких знакомств у сценариста должно быть много.

Многие относятся к конкурсам, питчингам негативно, но участвовать в них полезно. Именно так я получил первый заказ от ТВ-3. Я написал полный метр интуитивно, без понимания структуры, законов жанра. Отправил на питчинг «TeamWriting Insight». Организаторы сказали, что структурно он не подходит, но написан хорошо. Когда не оказалось исполнителей, обратились ко мне. Предложили сделать тестовое, потом взяли на работу. А началось все с питчинга.

Еще до курса «От идеи до сценария… » я много писал, успел поработать с дедлайнами. Я знал, что работа сценариста — это постоянно писать и переписывать.

С тем же питчингом, я попадал в лонг-лист, но не проходил в шорт-лист. Мне предложили переписать сценарий к определенному числу, тогда был шанс пройти в шорт-лист. Я отказался, потому что знал, что не успею. В этот момент я понял, что, если ты написал хороший сценарий — это совсем не значит, что работа окончена. Ты можешь его потом ещё несколько раз переписать. Сейчас я понимаю, что, даже, когда сценарий всем понравился, его все равно может потребоваться переделать в процессе производства. К этому надо быть готовым.

О цели и свободе творчества

Для меня сейчас важно стабильно работать, чтобы сделать написание сценариев основным занятием и заработком. В перспективе хочу написать сценарий, по которому снимут успешный фильм или сериал.

С появлением платформ появилась альтернатива телевизору. На платформах много интересного: необычные комедии и драмы, фантастика. Это бОльшая свобода для сценаристов. Мне бы хотелось написать что-то такое, чтобы это сняли так, чтобы были хорошие рейтинги, оценили зрители и профессионалы и всем нравилось.

  1. Смотрите классику, она не зря стала классикой. Во всех фильмах пытайтесь понять, почему именно так построен сюжет, именно так действует и говорит герой, что за этим стоит.
  2. Читайте сценарии (их много в интернете) и разбирайте их.
  3. Будьте готовы к тому, что работа сценариста — это забег на долгую, марафон. Примите мысль, что переписывать сценарий — это классно, потому что улучшает продукт и делает ваш посыл более ясным.
  4. Идите на курс «От идеи до сценария… » с пилотом ситкома, так вам проще будет взять от курса максимум и потом применить знания на любом другом формате.

Хочу пожелать студентам-сценаристам

  1. Смотрите классику, она не зря стала классикой. Во всех фильмах пытайтесь понять, почему именно так построен сюжет, именно так действует и говорит герой, что за этим стоит.
  2. Читайте сценарии (их много в интернете) и разбирайте их.
  3. Будьте готовы к тому, что работа сценариста — это забег на долгую, марафон. Примите мысль, что переписывать сценарий — это классно, потому что улучшает продукт и делает ваш посыл более ясным.
  4. Идите на курс «От идеи до сценария… » с пилотом ситкома, так вам проще будет взять от курса максимум и потом применить знания на любом другом формате.

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ