Скидки на обучение в Ednation: до -20%

30.05.2022

Елена Камазова: «Я научилась работать, даже когда дети по голове ходят!»

Как мама троих детей совмещает творчество с семьей

Елена Камазова пришла на обучение сценаристике во время профессионального кризиса. Впереди маячило сокращение на нелюбимой работе и полная неудовлетворенность. В этой ситуации Елена подарила себе на день рождения курс «Основы драматургии». После него перешла на основной сценарный курс «От идеи до сценария…» и теперь планирует работать в удовольствие — сценаристом.   

Об обучении и своих планах Елена рассказала нам в интервью.

 — Елена, расскажите, почему и как вы решили учиться сценарному мастерству?

По образованию я филолог, всегда работала с текстами, была журналистом, выпускающим редактором. Обстоятельства сложились так, что в один год у меня был тяжелый развод, переезд в Москву, новый брак, потом появилось еще двое детей. В то время я много фрилансила как литературный редактор и копирайтер.

Когда младший ребенок стал подрастать, вышла в офис на работу копирайтером в молодежную просветительскую компанию. Это было 4 месяца ада, когда я редактировала некачественно сделанные статьи зумеров, а мое мнение никого не интересовало.

Перед новым 2022 годом у меня случился кризис. Я думала, что надо уходить, и тут узнала, что отдел, в котором я работаю, реорганизуют. Ситуация словно сама подвела меня к необходимости  принять решение, что делать дальше.

И вот я отмечаю свой день рождения, а после ухода гостей захожу в соцсети, где мне попадается реклама курса «Основы драматургии». Я спонтанно решила сделать себе подарок и записалась. После него сразу пошла на 3-месячный курс «От идеи до сценария…». А сейчас думаю, что мне и его мало.

Здесь я нашла людей, которые со мной «на одной волне». У них так же горят глаза, они полны идей, мы мыслим в одном направлении. С некоторыми я даже подружилась. И поняла: вот это действительно мое! 

Почему вы решили обучаться именно на сценаристике и именно в EdNation?

Мне нужно было что-то близкое к моей сфере, но качественно другое. Я понимала, что сценаристика — это то, что, скорее всего, мне понравится. Но у драматургии своя специфика, в которой я сама по книгам не разберусь, — нужно учиться. Авторы курса были успешными практиками — это вызывало доверие. Так что я даже не раздумывала.

На курсе «Основы драматургии» поняла: да, мне это нравится. И решила продолжать обучение. У меня были истории, которые я держала в голове — «может быть, когда-нибудь». А на курсе «От идеи до сценария…» их можно было достать и работать под руководством куратора — действующего сценариста.

С какими надеждами вы шли на обучение?

Главная надежда — понять, действительно ли это мое? Она сбылась на 100%! Уже после «Основ…» я четко поняла, что хочу быть сценаристом.  Впервые за многие годы я не исправляла чужое, а делала свое, и мне это очень понравилось!  

Вас не испугало, что в работе сценариста надо много переписывать?

А мне нравится переписывать. Я понимаю, что замечания куратора призваны улучшить мою работу, и начинаю смотреть на нее с другой стороны. Вижу недочеты и могу их исправить.

Очень важно найти человека, который поможет скорректировать идею. Не поменять ее кардинально, не навязать свое видение, а отточить. С куратором это все происходит естественным образом.

Каким проектом вы занимались во время обучения?

У меня трое детей очень разного возраста. И мне хотелось написать про загруженную делами  маму, которая очень хочет реализоваться в творчестве, но при этом не может бросить своих домашних на произвол судьбы.

Когда мы обсуждали эту идею с однокурсниками, я убедилась, что это действительно интересно кому-то, кроме меня. Мне важно было услышать мнение других женщин, которые говорили: «Да, это история про меня! Мы могли бы добиться большего, если бы не домашние заботы». И я решила развивать эту тему.

Что оказалось для вас самым трудным в процессе обучения?  

Вначале было трудно понять, что от тебя хочет куратор. Начинаешь читать комментарии и нервничаешь. Думаешь: «У меня все так логично было, а меня разнесли в пух и прах! Камня на камне не оставили от моей идеи, это теперь не поправить». Потом начинаешь вчитываться и понимаешь, что тут  нет ничего о том, что идея плохая. Человек тебе указывает на конкретные недочеты и показывает точки роста.

Другая моя проблема — бывает сложно выкроить время, чтобы спокойно поработать в тишине.

Поделитесь, как вы решали эти трудности?  

Иногда правки куратора я просила сначала прочитать мужа, чтобы от него узнать, насколько все плохо: в своей объективности я сомневалась. Он читал и говорил: «Успокойся, все нормально. Иван рассказывает, где поправить, чтобы было хорошо. Он не говорит, что все плохо». И после этого я могла воспринимать эту информацию спокойно.

Как я выкраиваю время? Я совмещаю. В сценарии важно рассказывать только одну историю, но в жизни надо одновременно проживать несколько сюжетов. 

У меня ноутбук обычно стоит на кухне. Я могу одним глазом смотреть, что моя второклассница принесла из школы. Надеваю наушники. Сын меня теребит, чтобы я ему что-то нарисовала. Я слушаю лекции и рисую ему в блокноте, приближаясь к способностям Юлия Цезаря!  

Я поняла, что просто невозможно по-другому. Либо я буду как-то совмещать, либо не закончу курс. Я делаю короткие подходы. Есть у меня время, силы — надела наушники, послушала, законспектировала. Как только меня «задергивают», я ставлю учебу на паузу, снимаю наушники, но не выключаю урок. Потому что, как только я закрыла ноутбук — я точно «закручусь». А так он стоит включенный, упрекает, что не дослушала. Лучше я на 10-15 минут отвлекусь и потом вернусь к лекции, чем отложу все на неопределенное время.

Когда надо писать, у меня такой прием. Я целый день могу ходить и думать над комментариями куратора. Я занимаюсь своими делами, вынашиваю идею, у меня что-то оформляется в мыслях. А потом  сажусь и быстро пишу. То есть у меня много работы идет в голове, а не за листом. И я никогда не работаю по ночам, как некоторые многодетные матери, потому что вечером после насыщенного дня голова отказывается работать. Я много думаю, а потом, как только появилось немного времени, быстро-быстро пишу.

А что для вас оказалось самым ценным в процессе обучения?  

Самым ценным для меня оказалось понимание того, что драматургия — это отдельный род литературы со своими законами. Здесь надо показывать героя через действие. Если сразу принять, что сценарии пишутся совсем не так, как книги и статьи, и осознать, что здесь именно действие основа всего, тогда прогресс будет.

Есть навык, который вы хорошо освоили, научились?  

Мне было очень сложно переходить на описание через действие, все время думать о том, какая героиня, что она хочет. Надо это показывать не через ее речь, а через ее поступки. Это был совершенно другой подход, как будто я осваивала китайский.

Но я этому научилась, надеюсь. Я начала понимать, как показать персонажа через его действие, как он работает в ситуациях. Научилась видеть структуру сценария, поняла, что на одно высказывание должна быть одна история — последнее было особенно трудно, ведь хочется рассказать обо всем и сразу. 

Какие у вас дальнейшие планы?  

Есть план стать сценаристом. Это именно то, что мне нравится, доставляет радость. Хочется отработать на практике все то, чему я научилась, в этом я вижу свою перспективу.

До курса, как я теперь понимаю, у меня было очень приблизительное представление о работе сценариста. Я думала: «Сценарист пишет. Ну, значит, и я смогу». Но в сценаристике своя специфика, на освоение которой нужно много времени и сил. Но это не отталкивает, а вызывает желание больше практиковаться.

Меня не пугает, что нужно много времени проводить за ноутбуком. У человека, который может что-то делать, когда дети ходят по голове, кричат и требуют внимания, к этому иммунитет.

Хочу пожелать тем, кто собирается учиться сценаристике:  

  1. Не отказывайтесь от курса «Основы драматургии», потому что это хорошая теоретическая база, с ней вы быстрее войдете в колею на основном курсе.
  2. С первого дня обучения включайтесь в работу. Не думайте, что впереди еще много времени. Нет! Времени на самом деле мало. Когда у вас начнет получаться, вам его будет не хватать.
  3. Нельзя пропускать ни одной недели по сдаче драфтов. Ни одной! Надо воткнуть себя в этот график и из него не выбиваться. Потому что даже плохой драфт — это обратная связь от куратора. А обратная связь от куратора — это прогресс драфта.
  4. Не бойтесь отправлять свои работы на публичный разбор. Это дает очень много. Когда твою работу разбирают перед другими студентами, — в этом нет ничего ужасного. Здорово, что разбор делает человек, у которого огромный опыт. Это страшно, но это круто больше, чем страшно.
  5. Устраивайте совместные обсуждения драфтов с сокурсниками. Даже когда там не участвуют кураторы, это очень помогает взглянуть на свой драфт со стороны. 

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ