Скидки на обучение до -47% в черную пятницу. До 29.11!

29.07.2022

Эльдар Калимулин: «На курс пришел, чтобы «примерить» профессию шоураннера» 

Есть ли шанс у актера написать кино? 

Эльдар Калимулин — необычный герой интервью с выпускниками. Он актер кино и сериалов, а учиться сценаристике пришел, чтобы понять, готов ли прямо сейчас воплощать мечту в жизнь.    

Мы встретились с Эльдаром, чтобы узнать, зачем ему курс по сценаристике?

Эльдар, как вы пришли в актерскую профессию?

Захотел стать актером, в 2010 году поступил в ГИТИС, в 2014 закончил его по профессии «актер драмтеатра и кино». На тот момент уже активно снимался в кино и сериалах. С 2014 года по 2019 служил в московском ТЮЗе.  Одна из самых интересных театральных ролей — Родион Раскольников в пьесе «По дороге в…» режиссера Камы Гинкаса. Но сейчас я уже не служу в театре, ушел в 2019 году.

Почему? У вас же в театре все удачно складывалось?

До 2018 года все складывалось довольно успешно, а дальше я стал сниматься в сериале. Руководству театра это не понравилось. Мне перестали давать нужное количества ролей, и я понял, что пора развиваться вне театра. Вообще, это очень распространенная в России проблема — кино считает, что оно важнее театра, а театр — что он важнее кино. Любой, кто работал в театре, знает, что театр — это отчасти крепостничество. То есть, ты как бы отдаешь свою душу людям, но не факт, что получишь за это награду в виде признания, распределения значимых ролей. И очень сложно донести, что в каждом виде искусства своя правда. А для меня это очевидно, работа в кино и работа в театре для меня равны.  

Почему решили учиться именно сценарному мастерству?

Я давно, лет 10 назад, услышал о профессии шоураннера. По-моему, я посмотрел тогда сериал «Настоящий детектив», 1 сезон. Шоураннером сериала был Ник Пиццолатто. На меня его работа произвела большое впечатление.

Шоураннер — кто это и чем занимается?

Шоураннер — это человек, который тянет все шоу, двигает его основные художественные ценности, доводит их до зрителя. Он отчасти влияет и на маркетинг, и на сетку вещания: где это будет показано, как будет показано, какое будет промо. Это больше, чем сценарист.

То есть, это креативный продюсер?

Да, похоже, но шоураннер — это круче и больше. У нас режиссер, приходя снимать второй сезон, немного приходит с тем, что вы все плохо сделали, я вас сейчас научу и сделаю все по-другому. А креативный продюсер в это время как бы несет сценарное слово и как будто все время конфликтует с режиссером. И от этого от сезона к сезону сериал меняется: ты можешь первый сезон смотреть комедию, второй — драмеди, а третий станет драмой или фэнтези. Поэтому, как мне кажется, у нас тут есть проблема. На Западе может поменяться 10 режиссеров, 10 операторов, но при этом ты будешь смотреть то же самое шоу — понятный продукт, который тебе понравился в начале. И его качество, и его дух останутся неизменными. Потому что есть идеолог, который за это отвечает, — шоураннер.   

Когда я начал разбираться, кто такой шоураннер, то решил, что это сценарист с расширенными полномочиями. Я думал, с какой профессии начинать нарабатывать опыт, — с продюсера или со сценариста? Решил, что со сценариста, потому что это поможет мне и в актерской профессии.

И в будущем в продюсировании?

Конечно, у меня есть мечта написать классный сериал, спродюсировать его, срежиссировать и сыграть в нем главную роль. Но на данный момент я не написал 10 реальных хитов, и вообще ничего не написал. Я даже ту работу, которую писал и делал, и лелеял 5 лет, не доделал. И на данный момент это уже не актуально. Если бы я тогда доделал, дохотел, смог, то сейчас это, может быть, кто-то снимал. Но сейчас это уже снимают и не по моему сценарию.

 Зато я подразобрался чуть больше в драматургии, и считаю это большим плюсом для себя.

Почему выбрали учиться в EdNation?

Я хотел пойти в индустрию. А потом понял, что, для того, чтобы стать профессионалом, надо на 2-3 года вытащить себя из других процессов, — рабочих, семейных, жизненных, — и сконцентрироваться на обучении. Я понял, что я либо ленюсь, либо не готов. Но подумал, что, раз я не могу собраться на что-то глобальное, пойду на 3-х месячное обучение. Как раз посмотрю, насколько сильно я замотивирован.

Мне нравится, что делает Good Story Media, я лично знаком с Павлом Орешиным и Артемом Лемпертом, и другими мастерами. Сейчас, если браться за драматургию, то основа любого классного шоу в Good Story Media на достойном уровне. Так почему бы не поучиться там тому, в чем я хочу развиваться?

Были ли цели на обучение?

Наверное, в развитие моих целей я в какой-то момент становлюсь реалистом. Я же за несколько лет хотел это все запустить. Поэтому в данном случае формулировка была «попробовать, примерить на себя». У меня не было целей, что за 3 месяца я напишу хит и через год поеду шоураннером на Netflix. И обучение тоже показало, что я не готов все бросить. Это была проба, насколько хватит моего запала.

Что вы писали?

До начала обучения я планировал написать 8-12 серий криминальной драмы. В моей голове это был идеальный НТВ. Все круто, боевик, криминал. Но нам сказали, надо начать с пилота.  Я думаю, ладно, я напишу пилот… И за месяц-два криминальная драма трансформировалась в конфликт отцов и детей, даже — конфликт отца и сына. И это меня дезориентировало. 

Что оказалось для вас самым трудным?

Самое трудное, как ни странно, — заставить себя писать. Ты понимаешь, что тебе нужно каждый день писать, а сегодня у тебя есть настроение, ты написал побольше, и думаешь, что выполнил работу за всю неделю. Через неделю читаешь, и это кажется тебе полным бредом. И ты понимаешь, что просто так потратил 5 дней. И начинается самоедство, мнительность и лень. С другой стороны, когда пишется легко, ты чувствуешь себя так, будто Спилберг поцеловал тебя в ухо, и ты можешь создать хит, и все будет классно. Перепады настроения из недели в неделю меня выматывали.

А что для вас было ценным в процессе обучения?

Маленькие победы. С одной стороны, я видел, что я не один — таких, как я, миллионы. Я почерпнул для себя приятности в разборе с актерской точки зрения. 

Как актер, я могу провести персонажа по схеме ромашки. И то, что в персонаже недописано, могу допридумать сам. Плюс — разбирая работы сокурсников, ты натыкаешься на те же грабли, на которые наступаешь сам. И 10 раз прочитав у кого-то, ты открываешь свою работу. И начинаешь ее править, потому что до тебя доходит, что у тебя то же самое, просто твоя гениальность затмевала глаза.

Чем вы сейчас занимаетесь?

Продолжаю работать по своей профессии. За 2 месяца до курса у меня начался проект, там была длительная экспедиция, и почти весь курс я провел в ней. Тот проект в январе закончился и я думал, что сейчас как допишу свой сценарий. И пока я собирался, начался новый актерский проект, а за ним следующий – главная роль в полном метре, потом следующий… И вот сейчас они вроде все закончились. И я отдыхаю и думал, что вот оно, как сейчас начну писать! Но потом понял, что не начну.

То есть, сценарных планов у вас нет?

Можно сказать, что нет. До обучения я думал, что вот я либо это начну, либо это. А обучение, наоборот, убавило пыл. Надо дозреть. Обстоятельства должны сойтись. Я поиграю еще несколько лет, а потом… Либо пойду в продюсирование, либо уже точно напишу сценарий и обязательно — полного метра.

Что можете пожелать пишущим людям, новичкам?

  1. Если у вас есть большое желание писать и вам нужен старт – идите учиться и пользуйтесь силой правильного комьюнити.  Это не так страшно, есть, на что посмотреть, с кем посоветоваться и кому поплакаться.
  2. Не ленитесь. Надо каждый день писать хотя бы 100 слов. Железно. Пусть там даже будет какая-то абракадабра, но их надо писать. 

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ