07.06.2022
Как 20 лет идти к мечте и все еще кайфовать от кино
Алексей Шахназаров хотел заниматься кино, но поступил в МГТУ имени Баумана. Закончил приборо-конструкторский факультет, но работал в сфере дизайна. Стал востребованным дизайнером интерьеров, но вернулся к юношеской мечте снимать кино. Решил, что коучинг «От идеи до сценария…» ему не нужен, но записался на 9-месячное обучение…
Мы расспросили Алексея, как он дошел до жизни такой, и что думает делать дальше?
Возможно, родственник. Мы с ним на эту тему не говорили. Общались несколько раз на тему моего сценария. Сценарий ему понравился, но он посоветовал его переписать. Я рассчитывал, что он мог бы продюсировать мой проект. Пока не срослось.
Когда заканчивал школу, думал о кино как самом интересном занятии на всю жизнь. Но отец сказал, что я мало для этого образован и начитан, и я пошел к кино окольными путями. Как будто боясь своей мечты или не веря в себя. На вступительных экзаменах в МГТУ написал сочинение по литературе по выдуманной книге о войне. Члены комиссии признались, что такую книжку не читали, но экзамен я сдал. Да, знаки были!
После университета меня пригласили в фирму — заниматься 3D-моделированием, рисовать козырьки, ограды, навесы. Я купил книжку и за 2 месяца научился моделировать. Потом занялся рекламой — фасады, вывески, полиграфия, торговое оборудование. Параллельно осваивал визуализацию 3D-интерьеров с архитекторами. Появился заказчик, и я не передал его архитекторам, а стал делать заказ сам. Было страшно, но интерес перевесил. В итоге сделал классный интерьер. Познакомился с начальником стройки и потом вместе с ним несколько лет делал разные проекты. Появились и другие клиенты. Так я стал дизайнером интерьеров.
И все это время я думал о кино. В кино сконцентрированы все виды творчества: драматургия, изображение, звук, новые ощущения. Но самое главное для меня, как я понял позднее, — это трибуна. Как инженер, я понимал, что есть простой подход к любому делу, надо только узнать, как его найти. Я мало тратил, а работал много, скопил деньги и пошел учиться на режиссерский курс. Тогда же стал писать сценарии. Рассылал их в разные компании и потенциальным инвесторам. Заинтересованные отклики были, но в кино они так и не выливались. Спустя несколько лет снял на свои деньги 3 сцены из своего сценария. Смонтировал их в трейлер. На трейлер пришел инвестор. Мы сняли фильм, но возникли трудности с монтажом. На досъемку сейчас у инвестора нет денег. Проект ожидает завершения.
Самое интересное занятие оказалось и самым тяжелым. Но ничего интересней я себе не представляю. По крайней мере пока. На все это ушло лет двадцать.
Не советую так затягивать свидание с мечтой! Следуйте сразу по пути сердца, а ум подстроится, ему деваться некуда.
Знакомый прислал ссылку на этот курс. Я отмахнулся: не надо, я уже отучился на режиссерском. Потом подумал, раз прилетела эта возможность, надо хотя бы посмотреть. Там были 4 полезных видео. Было очевидно, что с таким подходом я еще не сталкивался. И в декабре 2021 года пошел на 9-ти месячный курс.
Да. Я пришел с запросом по разработке персонажа. Потому что думал, что истории «на ура» сочиняю, а вот с персонажем надо разобраться. У меня были персонажи, которые как бы сами рождались. И тогда просто бери и записывай, что они говорят и делают. Но это были второстепенные персонажи. А главные герои оказывались слабыми — они только запускали историю. Я хотел научиться создавать сильного, понятного главного персонажа, который будет двигать сюжет.
Писать свои сценарии и снимать по ним кино. У меня много проектов в разработке. Сейчас хочу доделать фильм, заработать на прокате в кино и на платформах. Фильм по моему сценарию, авантюрно-криминальная комедия. В ней герои решают, счастливые они или хорошие. В этом проекте я еще и продюсер.
Сейчас я выделил себе время на образование и все подчинено ему. Параллельно занимаюсь монтажем, пишу на заказ, в проекты киношные вписываюсь в разном качестве: оператором, монтажером на площадке, иногда администратором, реквизитором, помощником худ.постановщика… На площадке можно получить опыт, связи и интересные предложения.
Это драма про месть на основе событий Нагорно-Карабахского конфликта. Мой главный герой мстит соседке, которая во время погромов в Баку показала на его квартиру, и вся его семья погибла. Мой персонаж чудом выжил. Одержимый местью, в финале он ошибается адресом и поджигает дом невинных людей — своего доброго соседа, который спас семью его друга в Баку во время погромов. И приходит осознание, что от той несчастной женщины, которой хочет отомстить, он ничем не отличается. Его семья погибла невинно, и он тоже сейчас погубит невинных людей. Когда это осознание происходит, приходит и прощение.
Эта история, надеюсь, будет цеплять за живое всех. В основе лежит банальная на первый взгляд мысль, изложенная в книге Далай Ламы «Как быть сострадательным». То есть для понимания достаточно встать на место того, кого не понимаешь. И тогда уже нет места злости. Не всегда, конечно, это надо делать буквально. Иногда достаточно довериться воображению, не дожидаясь тупика в жизни прорисовать предполагаемый маршрут.
Переформатировать мозг на понимание сценарной работы. В начале у меня было ощущение, что мозги скрипят. Хочется думать, что это строились новые нейронные связи. Я написал идею, персонажа и был уверен, что у меня все хорошо. Куратор дал комментарии, что не понятно, что именно я хочу сказать историей, и что так не работает. Я же все понятно написал. А он ничего не понял. Как так? Потом увидел, что в одной истории я рассказываю сразу несколько, и ни одна из них не закончена. Теперь я смотрю на правки, как на драгоценный совет, и все в истории подчиняю одной главной идее.
Овладение инструментарием.
Сейчас, когда я понимаю, как выстраивается персонаж и идея, у меня есть инструмент. С его помощью сценарии, которые уже написал, я доведу до такого уровня, что по ним можно будет снять зрительски успешные фильмы. Или напишу новые.
Я думаю, как мне тему Нагорно-Карабахского конфликта закрыть для всех людей, чтобы идея мстить стала очевидно бессмысленной. Это тупик. Я жил в Баку и видел в дверной глазок, как происходили погромы. Нас с мамой спасла только железная дверь.
Я вел переговоры с инвестором азербайджанцем. Меня спрашивают, как я могу с азербайджанцами вообще общаться, они же меня выгнали из родного города. И я отвечаю, что, во-первых, он меня не выгонял, а, во-вторых, он хочет того же, что и я: обратить внимание на абсурдность и саморазрушительность мести.
Мое личное высказывание: мы все ошибаемся, и в этом смысл: ошибаясь, мы растем. Но, если мы ошибаемся деструктивно, мы разрушаем себя и мир — свое отражение. Если мы ошибаемся, неся дары, мы делаем мир прекраснее, а значит, не можем ошибиться априори.
Это высказывание сразу зарубили, потому что оно сложное. Я в любом случае эту идею донесу через второстепенного персонажа, а главный персонаж донесет другое высказывание: «Человек, признавший ошибку, получает прощение».
Нет. До этого я уже писал сериал в сценарной группе для одной компании и понимал, как работают сценаристы. У меня есть, что сказать, и я при помощи кино хочу втянуть в рассуждения всех, кто задается неудобными, но жизненно важными вопросами. Я уверен, таких людей очень много, потому что вопросы, которые я поднимаю, невозможно избегать долго. Я сужу по себе, но мое мировоззрение меняли истории, которые я проживал в жизни или в кино. Я благодарен авторам, которые без всяких гарантий, но все-таки успешно дотянулись до моего сознания. И сам с благодарностью следую их примеру.
Хочу с удовольствием легко и просто делать все, что мне интересно. Делать кино и запустить свою компанию. Всегда ищу новые форматы рассказывания истории для кино. У меня есть много интересных тем. Их надо как-то особенно рассказывать, чтобы они цепляли. Планирую получить награды, чтобы повысить лимит доверия к тому, что я говорю. Пример художника для меня — Тарантино, я его считаю Пушкиным современности. Его фильмы цепляют всех на видимом слое аттракциона. Но если глубоко копать, они поднимают острейшие темы. Для интереса попробуйте разобрать его фильмы с вопросом «А что нам говорит именно этот кадр?».
Я с юности хотел делать кино, и вот, наконец, я этим занимаюсь. Да, путь не прямой, окольный, зато жизненный и профессиональный опыт очень помогают теперь. Кратчайший путь прямая, но она всегда проложена по персональной кривой — посмотрите на молнию.
Ближайшие планы — кайфовать от того, что я делаю и что со мной происходит.
Рекомендация одна: практиковать осознанность. Если собираетесь учиться, спросите себя: «Что я хочу от обучения?». Если беретесь писать, спросите: «Что я хочу этим сказать, что меня в этой истории волнует?». Потому что, если в истории не будет персонального вопроса автора, история может никого не зацепить.
Учиться учиться — основная задача перед тем, как начать учиться. Если уже начали обучение — спросите себя: «Какую пользу комментарии учителя несут для моей работы?».
Ответите на вопросы, разберетесь еще раз в том, для чего вы пишете сценарий. И сможете точнее и быстрее двигаться к цели.