18.02.2022
Что такое жанры кино? В чем особенности таких жанров как драма, комедия, триллер или хоррор? Как понять, придерживаетесь ли вы выбранного жанра в вашем сценарии?
Невозможно стать сценаристом, не разбираясь в киножанрах. Даже драматургам, пишущим для «вне жанрового» авторского кино, не обойтись без этого знания. Все потому что жанры – это неотъемлемая часть драматургии. И совсем не использовать их невозможно.
Именно поэтому в этом материале, мы разберем особенности основных жанров и их влияние на драматургию того или иного сюжета.
Обучаем сценаристовв формате онлайн
Узнать большеДля начала давайте разберемся, что же такое драматургия.
В первую очередь термин драматургия – это общее название теорий, правил и творческих находок позволяющих рассказывать интересные сюжеты. Именно благодаря драматургии бессмысленный рассказ без начала и конца превращается во что-то интересное, содержательное и законченное – в историю.
В сериале «Симпсоны» есть повторяющаяся шутка с дедушкой Абрахамом Симпсоном, который любит рассказывать о своей молодости. Его монологи бесконечные, запутанные и очень скучные. Он перескакивает с темы на тему, вдается в ненужные подробности и, наоборот, по нескольку раз возвращается к одной и той же мысли. Его речь звучит как несвязный поток мыслей. И каждый, кто слушает эти его воспоминания, быстро засыпает.
Мы намеренно не называем его воспоминания «историями», ведь для этого Абрахаму как раз и не хватает знания основ драматургии.
Именно драматургия обязывает нас, сценаристов и писателей максимально упрощать и упорядочивать наши рассказы. Четкая структура, понятный персонаж, ясные мотивы, конфликт, эффектное действие – все это требования драматургии.
Первые свидетельства о зарождении драматургии пришли к нам еще из Древнего Египта. Именно там были найдены самые первые записанные на папирусе истории содержащие классическую драматургическую структуру: завязку, развитие, кульминацию и развязку. И это было за много столетий до того как эти принципы были сформулированы древними греками.
Любая понятная стороннему человеку, интересно выстроенная история автоматически превращается в драматическое произведение. И неважно как именно эта история будет рассказана: устно (сказки, мифы, былины), письменно (рассказы, повести, романы), показана в театре (пьесы, спектакли, оперы, балет) или через экран монитора (фильмы, сериалы).
У каждого вида искусства свой язык, свой набор приемов для разговора со зрителем.
Этот набор приемов ограничен теми органами чувств, к которым обращается произведение искусства. Живопись рассказывает истории визуально, через картинки. Музыка — через слух. Театр в буквальном смысле воспроизводит сюжеты перед публикой. Литература общается через фантазию и воображение читателя.
Кино в этом плане находится в несколько приоритетном положении. Оно может использовать как приемы из других видов искусств (живописи, музыки, театра), так и привносит свои (монтаж, ракурсы, крупности, движение в кадре, CGI).
Единственный вид искусства, приемы которого кино так и не впитало полностью – это литература. Дело в том, что основной принцип кино – показывай, а не рассказывай. А литературы именно рассказывает.
Да, в единичных случаях, кино опирается фантазию зрителю, но в гораздо меньшей степени, чем это делает литература.
Например, именно благодаря фантазии акула в фильме «Челюсти» выглядит так зловеще. Зритель ее не видит и потому представляет самое страшное. Но даже в этом случае не все отдается на откуп воображению. Публика все равно видит и результат действий акулы и знаменитый «вид из глаз» морского хищника.
Об этой «нелюбви» кинематографа к литературе в первую очередь нужно помнить начинающим сценаристам. Ведь именно неопытные авторы часто привносят в свои сценарии излишние литературные приемы. Такая «литературщина» предлагает додумать, что происходит на экране. А потому показать ее на экране невозможно. Например, невозможно снять как «испуганно дрожит листва», вот как «ветер шевелит деревья» вполне можно.
Это главное ограничение кинодраматургии, о котором нужно помнить.
Одним из самых базовых и важных понятий в драматургии является жанр.
Какие бывают основные жанры, знают все:
Но что это такое жанр? Давайте попробуем разобраться, что это за понятие, зачем оно нужно и как его использовать сценаристу.
Мозг человека стремится к упорядочиванию. Нам всегда хочется разбить любую информацию на категории, объединить на группы, выявить закономерности или вписать все в какой-нибудь шаблон. Именно благодаря этому свойству нашего разума, человек смог изучать окружающий мир. «Каждый раз, когда появляются тучи – идет дождь. Это правило — повторяющийся шаблон».
Появление жанров – это следствие такого мышления людей. Каждый из известных вам киножанров обладает определенными признаками, по которым люди объединили все фильмы и сериалы в одну категорию.
В общих чертах – эти признаки знает каждый из вас. Все фильмы и сериалы, которые смешат – это комедии. Все, которые пугают – ужасы. Этого достаточно чтобы заранее понимать, какое кино вы собираетесь смотреть.
Основные жанры сформировались из-за общих признаков, по которым пишется история, сюжет. Но есть еще множество жанров, которые появились путем объединения фильмов и сериалов по другим критериям. Например, по количеству героев – ромком, бади-муви. Сеттингу – фентези, фантастика, роуд-муви и тд. Мы уже публиковал ранее материалы о нескольких таких «малых» жанрах: мамблкор и нуар.
Но, чтобы написать сценарий общего представления недостаточно, нужно более глубокое понимание жанра. Дело в том, что каждый жанр состоит из целого списка признаков. Но чаще всего в каждом отдельном фильме (или сериале) используется только часть из них.
Зритель, должен получить от фильма несколько разных эмоций. И для этого сценаристы часто добавляют в свои сценарии отдельные элементы из других жанров. Например, в боевики добавляют шутки. В ужасы, элементы детектива. Примеров масса.
Как в такой путанице начинающему автору написать сценарий именно в том жанре, в котором он хочет?
Дело в том, что у каждого жанра есть один основной признак, без которого все развалится. Это так называемый жанрообразующий признак.
Давайте найдем и разберем эти признаки у каждого из основных жанров.
Если посмотреть страничку любого фильма или сериала на сайтах типа «Кинопоиск» или «Rotten Tomatoes», то везде там будут написаны целые списки из жанров, к которым якобы принадлежать фильмы. Но на самом деле по-настоящему мультижанровые фильмы встречаются очень редко. В большинстве же случаев у проекта только один основной жанр, а от остальных перечисленных используются лишь отдельные элементы.
Наверно не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять драма – это самый первый из появившихся жанров. Драматургия – драма.
Жанрообразующим признаком драмы является конфликт. Если есть конфликт – перед нами драма Причем любой конфликт. Главное, чтобы именно вокруг него строился сюжет.
Это может быть конфликт между персонажами. Это самый распространенный тип конфликта. Например, на нем построена вся супергероика: Бэтмен против Джокера, Супермен против Лекса Лютора. Другие примеры: кот Том против мышонка Джерри, Волк против Зайца в «Ну, погоди».
Конфликт с природой. Например, человек против холода в «Послезавтра» или герой против стаи волков как в фильме «Схватка».
Конфликт героя с самим собой. Например, как в фильме Бердмен, где герой одновременно хочет сделать лучшую театральную постановку в мире, но при этом не уверен в своих силах. Или как в сериале «Убивая Еву», где персонаж Сандры О – Ева, одновременно и боится наемную убийцу-социопатку Виллонель и влюблена в нее.
Драма — это не только самый древний, но самый масштабный жанр. И как раз именно потому, что основным ее признаком является конфликт. Нюанс в том, что конфликт – это один из тех базовых драматических элементов, без которых невозможно рассказать историю. А значит любая история – это драма.
Получается, что все фильмы и сериалы по определению драмы. А остальные жанры – это как бы подкатегории драмы, которые имеют какие-то еще дополнительные общие признаки позволяющие разбить драмы на более мелкие категории.
Все вышесказанное точно также легко переносится на литературу и театр. Точно также, если в произведении есть конфликт – это драма.
Мы уже несколько раз писали в наших материалах (ссылки) и повторим еще раз: основа комедийных фильмов и сериалов – комедийные ситуации.
Ситуации, а не шутки или гэги. Именно комичные, глупые и ироничные переделки, в которые попадает герой, превращают фильм в комедию. Это основной признак этого жанра. Поэтому, когда в очередных Мстителях, все персонажи наперебой сыплют остротами – этот фильм все еще остается супергеройским боевиком, просто с отдельными элементами комедии.
Почему именно ситуации? Давайте разберем на примере.
Разберем клишированную анекдотическую ситуацию про любовника, спрятавшегося на балконе от внезапно пришедшего с работы мужа. При правильной постановке это все еще смешной момент, так что комедия здесь присутствует. Но при этом, как бы ни развивалась и ни закончилась в итоге эта сцена, она продвинет сюжет дальше. Либо муж найдет героя и тому придется туго, либо не найдет и герой сбежит из ловушки.
Получается, что комедийные ситуации напрямую влияют на историю, и сценаристу придется с самого начала придумывать сюжет так, чтобы там были такие моменты.
А что шутками и гэгами? Шутки в диалоги можно вставить в самый последний момент. Например, во время финальных правок. Раньше персонаж отвечал на вопрос серьезно, теперь с сарказмом. Смешно? Смешно. Меняет, что-то в сюжете? Не меняет.
Тоже самое и с гэгами. Аркадий Гайдай придумывал такие трюки уже на съемочной площадке. Именно так появились гэги с Трусом и пяткой из «Кавказкой пленницы», Милославским и рыцарскими доспехами из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» и падающая на голову швабра в общежитии из «Двенадцати стульев».
Есть фильмы, где персонажи вообще не шутят. Им не до шуток, они решают свои проблемы. Но из-за того что решая свои проблемы герои попадают в смешные ситуации – это все еще комедии.
Так что ни шутки, ни гэги не оказывают существенного влияния на драматургию фильма. Именно поэтому это только второстепенные признаки комедии.
Трагедия – третий из «старших» жанров. Вместе с драмой и комедией трагедия появились еще в древнегреческих и древнеримских театрах.
И если комедия – это драма где конфликты и проблемы героев показаны не серьезно, комично, то в трагедии наоборот – все конфликты обострены настолько, что положительного их разрешения быть просто не может. Все в конце обязательно закончится очень и очень плохо: смертью и возможно даже не одной.
Но зритель не дурак, и потому он всегда будет задаваться вопросом: «Зачем герои довели все до такого финала? Неужели нельзя было договориться?» И потому сценаристу обязательно нужно описать такие конфликты, из которых просто невозможно выйти, никого не обидев. Между персонажами должны возникнуть по-настоящему непримиримые противоречия. И тогда сюжет сам приведет рассказчика к трагедии.
Для примера посмотрите любую из экранизаций «Ромео и Джульеты». В этом произведении Шекспир нарисовал идеально тупиковую для влюбленных ситуацию. Да, Ромео без ума от Джульетты, и не держит на нее зла за то, что она Капулетти. Но он также в ярости убивает двоюродного брата Джульетты – Тибальда. О какой свадьбе или «жили долго и счастливо» после такого может идти речь?
Если же рассматривать более современные истории, можно повнимательней изучить сюжет фильма «Престиж». Два друга-фокусника превращаются во врагов, после того как во время исполнения трюка погибла возлюбленная одного из них. Что произошло на самом деле, никто не знает, улик тоже никаких нет. Один говорит, что он не виноват, другой в это не верит. А значит, их вражда может закончиться только смертью одного из них.
Забавный факт. Современные маркетологи любят приписывать фильмам жанры, от которых на самом деле берутся только отдельные элементы. Так и появляются фильмы «драма-боевики-комедии-триллеры-фантастика». Но в случае с трагедией все происходит наоборот. Найти сегодня фильм, у которого на постере честно написано «трагедия» практически невозможно. Всех их продвигают как драмы или триллеры. Видимо целенаправленно идти на трагедии зрители не хотят.
Из всех жанров мелодраму проще всего спутать с обычной драмой. Потому что разница между них в небольших нюансах.
Драма рассказывает о самих конфликтах, о попытках персонажей их преодолеть и о том, как это приводит к еще большим проблемам. А в мелодраме конфликт – это всего лишь спусковой механизм сюжета, повод рассказать о чувствах и эмоциях героев переживающих о своих проблемах.
Во время просмотра драмы зрители испытывают смесь сопереживания и любопытства. С одной стороны они хотят, чтобы герой, наконец, решил свои проблемы, с другой стороны им не терпится посмотреть, как он будет выкручиваться. Все происходит как бы со стороны. Будто зритель наблюдает за проблемами какого-то не очень близкого знакомого. Еще не друга, но уже не постороннего человека.
А вот мелодрама уже на полную обращается к эмпатии публики. Этот жанр заставляет на полную сочувствовать, переживать и сострадать герою. В идеале человек должен испытывать те же эмоции, что и персонаж. Как если бы эти проблемы выпали на долю самого зрителя, или хотя бы на долю очень близкого родственника.
Происходит это за счет того, что в мелодрамах гораздо больше экранного времени уделяется сценам, иллюстрирующим переживания героя. К примеру, представим, что женщина-героиня вдруг случайно узнала, что у ее мужа появилась любовница.
В драме, она попереживает об этом одну, максимум две сцены, а потом начнет действовать. Сначала, попробует вновь обратить на себя внимание своего мужчины, потом придумает, как отвадить разлучницу, а когда и это не сработает – сама заведет любовника. То есть мы будем наблюдать за тем, как она решает проблему.
В мелодраме, после того как героиня узнает об измене, следующие пять-шесть сцен будут посвящены ее внутреннему состоянию. Зритель увидит иллюстрации всех пяти стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. А после, мы сразу перейдем к решению – она тоже найдет себе любовника.
В России жанр «боевик» в первую очередь ассоциируется с рукопашными драками и перестрелками. Но на самом деле это только малая часть этого жанра.
В голливудской терминологии жанр боевик называется action (экшен). Это переводится как действие, подразумевая именно физические действия. Если герои фильма не хотят решать свои проблемы поиском компромисс, откровенностью или хотя бы хитростью, а предпочитают сразу предпринять какие-то активные физические действия – перед вами боевик.
Это могут быть драки, перестрелки, погони, прыжки с парашютом, подрывы, ныряние с аквалангом, пробивание стен и сотни тысяч других активных физических действий.
О том, что такое экшен и как его нужно встраивать в сюжет мы уже рассказывали в одном из наших предыдущих материалов.
Если вы вспомните хотя бы пару десятков фильмов с таким набором экшен-событий и посмотрите их описание на каком-нибудь Кинопоиске, то вы увидите, что большинство из них обозначаются жанром «приключения», а значок «боевик» есть только у тех из них, где действительно есть драки и перестрелки. И опять, это происходит из-за того, что рекламные материалы с названием жанров составляют рекламщики, которые глубоко в эту тему не вникают. Именно поэтому, например, половина фильмов серии «Пираты Карибского моря» — это «боевик», а другая половина — «приключения» .
Вам же, как сценаристам, нужно четко понимать, что все эти фильмы одного жанра.
Разобраться с детективом, наверно, проще всего. В начале детектива всегда происходит какое-то преступление, а весь сюжет строится на расследовании обстоятельств и поиске преступника. Преступление должно вскрыться именно в начале фильма – это ключевое событие, которое запускает детектив.
При этом, не важно, известна ли зрителям личность бандита (как, например, в сериале «Коломбо») или нет.
В целом, преступление может быть любым, но чаще всего речь идет об убийстве. Ведь если на чаше весов лежат жизнь и смерть, для персонажей сразу повышаются ставки, а для зрителей интерес.
Менее серьезные преступления обычно используются в фильмах и сериалах, где детективная составляющая не самая главная, и есть еще какие-то мощные сюжетные линии, которые поддержат уровень интереса публики.
В любом детективе самое важное – это интеллектуальные способности детектива. Именно за его логическими цепочками следит публика.
Именно поэтому, если вы, как начинающий сценарист, решите написать детектив, обязательно убедитесь, что герой в финале нашел преступника благодаря своему уму, а не случайным обстоятельствам. Еще хуже, если в конце на преступника кто-то укажет прямым текстом. В сюжете детективов не должно быть свидетеля, который все видел и сам пришел все рассказать. Или, например, духп убитого, который появляется и тыкает пальцем на виновного. Точно также не может быть записи с камеры наблюдения, на которой преступник над телом размахивает своим раскрытым паспортом.
Если пытаться найти отличительные особенности жанра триллер, то единственное на что будут указывать все источники – это на наличие напряженных сцен. Вроде как, если в фильме есть напряжение, то это триллер.
Но на самом деле, это такое же заблуждение, как и то, что в комедиях все обязательно должны шутить.
Хотя напряжение и саспенс очень важны для построения триллера, этому жанру не принадлежат права на такие сцены. Их можно встретить в кино любого жанра: в боевиках, комедиях, мелодрамах. Так что напряжение, безусловно, важный признак триллера, но на самом деле не жанрообразующий.
мы уже рассказывали, благодаря каким инструментам можно создать в своем сценарии напряженную сцену и вызвать у зрителя саспенс.
На самом деле, чтобы понять, в чем главный признак триллера, нужно вспомнить, что его часто путают с детективом. Чтобы в этом убедиться просто полистайте списки «детективов» на киносайтах и проверьте, сколько из них подходят под настоящее определение этого жанра.
Так почему же эти два видео постоянно путают?
Потому что, по сути, триллер – это развернутый задом наперед детектив. Если в детективе убийство происходит в самом начале сюжета, то в триллере весь сюжет построен так, чтобы в конце с персонажами произошла какая-то беда. Скорее всего, кто-то из героев умрет. А может быть даже и не один.
Все сюжеты триллеров придерживаются одной схемы: мы знакомимся с каким-нибудь героем и весь фильм наблюдаем за тем, как он движется в какую-то ловушку, навстречу опасности. И либо он просто не видит, что в конце его ждет какая-то беда (а зритель, обязательно видит), либо герой просто не знает как ее избежать.
В качестве примера можно рассмотреть фильм 2019 года «Джокер». Зрителю с самого начала показывают, что Артур Флек – слабый персонаж. Из-за своих психологических проблем он не может сам принимать решение по своей жизни, он не умеет решать проблемы и улаживать конфликты. Он может идти только туда, куда его толкает общество. А так, как зрители с самого начала видят, какое общество показано в этом фильме, становится ясно – беды не избежать. При этом сам персонаж ни о чем таком не догадывается.
Именно вот эта схема – человек, идущий в сторону пропасти, и есть основной признак триллера как жанра.
Еще один жанр, с которым постоянно путают триллер – это ужасы.
Структурно ужасы действительно очень близки к триллерам. Они тоже используют ситуацию, когда герой оказывается в какой-то ловушке, где его поджидает смерть. Вот только если триллер рассказывает, о том, как персонаж идет в эту западню, то ужасы делают акцент именно на попытках выбраться из нее. То есть, по сути, фильм ужасов строится на третьем акте триллера.
Если триллер пытается вызвать у зрителя ощущение саспенса (тревожного напряжения), то ужасы идут дальше. Главная эмоция, которую транслирует этот жанр – страх.
Но на самом деле испугать современного человека не так-то просто. Тем более в уютном безопасном пропахшим попкорном и газировкой кинозале.
Для того чтобы это сделать, нужно обратиться к более древним и более пугливым отделам сознания. Именно поэтому настоящий хоррор использует образы из мифологии, мистики или психологии. Именно там появляется воплощение коллективного бессознательного страха: призраки, вампиры, проклятые вещи, злобные демоны и другие многочисленные монстры.
Даже если основной ужас в фильме исходит от маньяка, то это всегда не обычный человек, а какая-то непобедимая сущность. Маньяки в хоррорах встают после выстрелов в грудь, умеют телепортироваться в нужное место и заранее знают планы героев. Явно потусторонняя жуть.
Как видите, каждый из основных жанров имеет четкий признак, который отделяет его от остальных. Зная этот признак можно не только проанализировать и вычленить жанр уже снятого фильма, но и понять, как нужно выстраивать ваш собственный сюжет.