19.10.2021
В предыдущем материале мы уже рассказывали про жанр нуар, его историю, основные характеристики и яркие примеры. Сегодня мы хотели бы продолжить изучение этой темы.
В жанре нуар есть устойчивые узнаваемые персонажи и арки, укоренившиеся за 80 лет, то есть тропы. Троп в сценарном деле – это инструмент сторителлинга, содержащий узнаваемые образы и законы драматургии. В данном контексте троп не имеет ничего общего с оборотами речи в литературе. К слову сказать, троп – это не клише, а набор образов, которые уже существовали на экранах, но поместив его в разный контекст можно получить разный результат.
В этом материале мы хотим познакомить вас с основными тропами нуара, не углубляясь в историю их возникновения.
Если вы начинающий сценарист, это поможет вам понять сторителлинг нуара. Кроме того, никто не запрещает при случае использовать эти образы и в других жанрах.
Именно в нуаре так стал популярен образ антигероя. Антигерой – это протагонист, но с чертами, противоположными Герою. Такой персонаж апатичный, растерявшийся персонаж, пребывающий в ложных иллюзиях. Такими и были обычно детективы и полицейские, главные герои нуара. Они нередко были лишены благородных принципов.
Часто Антигерой аморальный отщепенец. В то время как Герои хорошо приспосабливаются к окружению, Антигерои сильно зависят от обстоятельств.
Распространенными внешними чертами Антигероев являются их склонность к одиночеству, воздержание от сексуальных отношений или наоборот склонность к беспорядочным половым связям, необщительность.
Если у него есть семья, то в ней вероятно проблемы. Особенно в отношениях с детьми. Нередко Антигероя преследуют кошмары, рожденные темным прошлым и болезненные флэшбэки, мешающие жить ему здесь и сейчас.
Такие персонажи нужны современному кинематографу и телевидению, так как зрителю достаточно сложно подключится к безупречному крутому Герою. А грехи и слабости Антигероя притягивают к себе внимание. И постепенно такой персонаж получает симпатию и сочувствие публики .
Следующий троп нуара – это коррумпированный бюрократ. Этого персонажа мы встречаем и во множестве российских сериалов.
Ленивый, непрофессиональный, вечно перекладывающий ответственность и всегда готовый “ускорить процесс за определенное вознаграждение”. Но лень и некомпетентность тут же проходят, как только появляется угроза потерять работу и репутацию. Коррумпированный бюрократ становятся жестоким и безжалостным, когда кто-то становится на его пути.
Обычно такой злодей не является частью корпорации или не может похвастаться элитным происхождением. Силу и власть ему дает именно должность в государственных структурах. Аместоь бюрократ вероятнее всего получил не благодаря хорошей честной работе, а через личные одолжения и коррупцию.
Крутой детектив и его происхождение уже обсуждались в предыдущем материале. Этот персонаж появился в литературном жанре hard-boiled detective.
Жесткий, циничный мужчина с оружием, который расследует дела благодаря упрямству и упорности, а не блестящим догадкам. Крутой детектив и иногда есть наш Антигерой, живущий в мире серой морали и готовый пересечь грани ради расследования. Когда-то детектив был полицейским, но теперь работа в прошлом. Но он не может отказаться от расследования, так как полиция беспомощна и коррумпирована.
Обычно в его рабочем столе бутылка скотча, а офис находится в захолустном преступном районе. Крутой детектив регулярно носит тренч на мятый костюм и шляпу с полями. Сэм Спэйд в “Мальтийском соколе” стал основополагающим образом крутого детектива.
Честно говоря, у женских персонажей не так уж и много амплуа в нуарном кино. Про нее уже рассказывали в материале про нуар. Но есть пара добавлений о том, как работает этот троп.
Во-первых, роковая женщина чаще всего и выступает типичной клиенткой полицейского или частного детектива.
Во-вторых, она обычно одета в черное и курит сигарету в мундштуке прямо в офисе детектива.
В-третьих, она обращается за помощью к частному детективу, так как только он и никто иной ей может помочь выяснить, кто убил ее конечно же богатого мужа. И кстати часто это она сама, а если она не убивала никого, то все равно у нее есть свои секреты в этом деле. В-четвертых, она сексуальна и умело пользуется этим. Она способна манипулировать своей сексуальностью и обводить мужчин вокруг пальца. Наш антигерой знает, что с ней связываться опасно, но не может противостоять ее женственности. Здесь нужно отметить, роковая женщина выглядит так, будто намекает на возможный секс, но не напрямую и ни в коем случае не словами. Тем более наш главный герой согласен на все уже сейчас.
С точки зрения современного кинематографа Роковая женщина все-таки достаточно плоский персонаж и несет в себе исключительно мужское видение женщины. Роковая женщина пусть и играет важную роль в пути Антигероя или Частного детектива, но все же больше лишь украшает события.
Город в нуаре – это обязательно мегаполис в виде лабиринта довлеющих небоскребов, со снующими по нему апатичными жителями. Цвета этого города соответствуют нуару – темные и серые. В воздухе витает депрессия. А сам город охвачен бескрайней преступностью. Зловещие облака тумана из канализаций и проститутки на каждом углу визуально добавляют нуарного антуража.
В историческом контексте нуарный город может представлять из себя Лондон периода индустриального развития, или как вариант – Нью-Йорк или Чикаго периода Великой депрессии. Двадцать часов в сутки в нуарном городе темно и пасмурно, три часа – это дождь и гроза, а оставшийся час – это солнце, которое выходит в конце истории.
Данный сеттинг мало чем отличается от нуарного города. Это такой же наполненный преступностью и наркоторговлей город. Но визуально город наполнен солнечным светов и стильными хромированными авто. Даже открывающие титры в фильме скорее всего будут неоновыми. Ночная жизнь в солнечном нуаре будет энергичной и опять же наполненной неоновыми цветами. Сериал Дэвида Линча “Твин пикс” по многим критериям отвечают нуару, и можно сказать, что сеттингом является как раз солнечный нуарный город.
Это необязательный критерий нуарного кино, но периодически этот троп можно встретить в нем. Здесь можно вдохновится и реальными периодами торжества мафии в истории Америки или других стран, и придумать какие-то свои группировки. Важно разделять, какие это гангстеры. Во-первых, это может быть тоталитаризм мафии, контролирующей весь бизнес города. Во-вторых, коррупция властей города. В-третьих, уличная анархия и преступность на каждом шагу.
Чтобы сделать конфликт протагониста и антагониста более реалистичным, добавьте первому изъянов, а второму – повод для сочувствия. Таким образом перед зрителями предстанут не святоша-супермен и гадкий злодей, а пара из двух живых людей. Но как же зрителю занять чью-то позицию? За кого болеть? Ведь они ожидают торжество добра и поражение зла.
Из мира своего произведения уберите то, что можно интерпретировать как абсолютно хорошее, а ваших персонажей поставьте перед выбором между максимальным злом и чем-то более-менее хорошим.
Очевидно, что главный герой мира черно-серой морали проходит через троп Антигероем, а в конце он может раскрыться в качестве безупречного рыцаря. Второстепенные положительные персонажи такого мира не выдерживают и переходят на сторону зла, за что в итоге умирают страшной смертью.
Сюжетный троп, когда крутой детектив или любой другой Антигерой, расследует небольшое преступление и даже убийство, но оно приводит к более крупному и опасному заговору или злодейскому плану.
Незначительное преступление может быть совершенно, например, для прикрытия, или, как вариант оно могло стать следствием другого преступление. Этот прием называют основной нуарных детективных фильмов, когда нужно раскрыть какой-то большой секрет и крупного злодея. Также этот троп можно использовать как источник поворотов и в детективном, и в драматическом проекте.
Благодаря этому приему вы можете объединить протагониста и антагониста против какого-то более крупного зла.
Во множестве современных сериалов детективы расследуют только дела, которые приводят к более крупному плану преступника. Например, похищение человека может вывести героя на сеть торговли людьми или их частями тела. А после одиночного убийства казалось бы случайного человека может выясниться, что он был частью сети наркоторговли или оказался на линии огня мафиозных разборок.
Выше мы уже рассказывали про то, что Антигерой или Частный детектив берет в работу дело только потому, что ему невыносимо бездействие полиции. И теперь мы поподробнее рассмотрим и ее.
Начинается все с того, что жертва или ее близкие пишут заявление о пропаже человека, убийстве или преследователе, а полиция игнорирует дело настолько, насколько позволяет протокол или начальник. Более того, в случае, если заявление поступило от местного чудака или неблагополучного подростка, то полиция попробует обвинить самого заявителя.
Этот троп можно распространить не только на полицию, но и местный патруль, береговую охрану, любых других представителей безопасности в разных организациях и территориях. Именно поэтому, выяснить правду может только наш протагонист.
Безусловно, перечисленные тропы далеко не все тропы нуара, но наиболее яркие и часто встречающиеся. Тропы нуара достаточно распространены в самых разных современных проектах, поэтому можно с легкостью применить их в драме, детективе и даже боевике как по отдельности как и вместе. А если их обновить, осовременить, углубить и совместить несовместимое, то получится свой оригинальный проект.