24.08.2021
Конфликт – краеугольный камень драматургии. Конфликт лежит в основе любого кино. Вокруг него строится сюжет. Он есть во всех сценах фильма. Во всех интересных диалогах фильма. Он в основе всех отношений между персонажами.
В общем, сложно найти какой-либо аспект в кинематографе, куда конфликт не пустил свои корни.
На самом деле изучать конфликты, придумывать их, классифицировать и учиться как-то обыгрывать их в кино можно годами.
Но если вы начинающий сценарист, первое что вам нужно понимать – всего выделяется три разных типа, или уровня конфликта.
И в этом материале мы разберем три этих уровня.
Это самый глубинный вид конфликта. Человек конфликтует сам с собой.
Он находится в раздрае. Не знает как ему поступить и мучается от невозможности выбора.
Представьте, что внутри вас есть два желания. Но выполнив одни из них, вы никогда не сможете выполнить другое. Никогда!
То есть это не тот случай, когда вы хотите и машину, и квартиру, но денег хватит только на что-то одно. В этом случае второе желание все еще останется выполнимым, ведь к нему можно вернуться позже.
А вот, представьте, что ваш персонаж ведет разгульную жизнь холостяка-прожигателя жизни. И он хочет также жить до самой смерти. Но вместе с этим, он всегда мечтал завести ребенка. Понятно, что выполнение одного этого желания навсегда поставит крест на другом. А значит, такой персонаж будет очень долго и мучительно искать выход из этого конфликта.
Вывести героя из такого состояния в подавляющем большинстве случаев можно только одним способо – выбрать какое из желаний для него важнее. Но в исключительных случаях разрешить внутренний конфликт можно удовлетворив оба желания. Это возможно, если выход из ситуации, но герой об этом просто не знает.
Например, в начале фильма «По соображениям совести», персонаж Эндрю Гарфилда Дезмонд Досс, мучается от внутреннего конфликта: он хочет защитить свою страну от фашистов, но он не приемлет применение оружия. А как можно участвовать в войне, не стреляя во врага? Дезмонд не видит выхода из этой ситуации, пока не узнает, что можно пойти на фронт санитаром. Ведь нет никаких правил предписывающих санитару обязательно носить с собой оружие. В этот момент его внутренний конфликт разрешился.
Самый распространенный вид конфликта в кинематографе. Преступник против полицейского, герой против злодея, хороший парень против плохого. Миллионы примеров из книг, фильмов и сериалов.
Казалось бы, о чем тут говорить? Но на самом деле, на этом уровне есть один аспект, о котором начинающие авторы постоянно забывают. В конфликте человека с другим человеком не обязательно кто-то должен быть прав. А ведь такие конфликты более жизненны и интригующи.
Например, представьте, что у вас в сценарии разгорается конфликт между двумя соседями. Один из них тяжело работает по ночам, а днем отсыпается. А другой затеял ремонт и уже оплатил работу ремонтной бригады. Грохот строителей не дает первому соседу выспаться. А второй сосед не может остановить работы, ведь любой простой выльется для него в дополнительные расходы.
Кто в этой ситуации прав?
Таким конфликтом симпатии зрителя можно несколько раз за историю перетягивать с одной стороны на другую.
Разумеется, это не значит что классические конфликты героя и антагониста чем-то хуже. Все зависит от конкретной истории. И в очередном противостоянии Бетмена против Джокера зрители с удовольствием встают на правую сторону, не чувствуя себя в чем-то ущемленными.
Кроме того, на этом же среднем уровне находятся и конфликты человека стоящего перед трудным выбором. Та самая дилемма, что купить: машину или квартиру. Какую девушку выбрать: напыщенную красотку или умную серую мышь? Согласиться на повышение или остаться на нынешней должности, чтобы было больше времени на семью?
Насколько бы не был трудным этот выбор, и какими бы неотвратимыми были бы последствия, такой конфликт все еще не может считаться внутренним. Потому что спровоцирован внешними обстоятельствами. Разумеется, если у героя будет достаточно денег, он купит и квартиру, и машину. Если он живет в стране, где разрешено многоженство он выберет и красотку, и умницу. А если, взяв повышение, удастся скинуть дополнительную работу на помощников, он с удовольствием потратит освободившееся время на семью.
Кроме того всегда есть возможность передумать и откатить решение назад. Внутренний конфликт такого не позволяет.
Самый верхний и самый глобальный уровень конфликта. В нем отдельный человек борется со всем обществом или неподвластными ему жизненными обстоятельствами.
В первом случае мы имеем дело с человеком-бунтарем. И конфликт тогда завязан на какой-либо общепринятой социальной норме, которая герою не подходит.
Например в фильме «Бунтарь поневоле» главный герой Джим Старк не приемлет тот образ жизни, который ему навязывает старшее поколение. Он не хочет быть приличным членом общества. Так же и в мрачной сказке «Эдвард руки-ножницы» у Эдварда возникает конфликт с жителями городка из-за своей непохожести. Как внешней, так и внутренней. Из более современных примеров – сериал «Тед Лассо», где главный герой настолько добрый и позитивный, что все поначалу считают его полным идиотом и пытаются использовать в своих целях.
Вторая разновидность глобального конфликта – это когда герой борется с какими-то непреодолимыми жизненными обстоятельствами. Например, сюда можно отнести все фильмы, где герои пытаются выбраться из нищеты или добиться какого-либо признания.
Сюда же можно отнести и фильмы-катастрофы, в которых герои борются с природой. Например, «Послезавтра» — из-за глобального потепления погода сделала сальто, и весь мир мгновенно промерз и покрылся снегом. Или «Идеальный шторм» — фильм о рыболовецком судне, застрявшем в океане во время ужасающей бури.
Сценарий фильма можно выстраивать как на одном уровне конфликта, так и на нескольких сразу. Все зависит от истории и задачи, которую ставит перед собой автор. Сосредоточившись на одном уровне, можно копнуть конфликт поглубже и изучить его с разных сторон.
Сочетая несколько уровней в одной истории можно придать сюжету закрученности и динамики. Ведь герою то и дело придется переключаться с одного конфликта на другой, пытаясь решить их все.
Кроме того один конфликт в развитии может перетекать с одного уровня на другой. Чаще всего такое движение идет снизу вверх: внутренний конфликт приводит к противостоянию с каким-либо человеком. А конфликт с человеком может перерасти в конфликт с целой группой или даже обществом в целом.
Это, например, и происходит в уже упоминаемом выше фильме «По соображениям Совести». Решив для себя внутренний конфликт, Дезмонд натыкается на непонимание со стороны капитана его роты Гловера. А тот пытаясь сломить главного героя выводит этот конфликт на глобальный уровень, настраивая против Дезмонда всех его сослуживцев.
Выстраивая собственный сюжет, автору необходимо понимать на каком именно конфликте будет держаться история. Только понимая уровне противостояния можно придумать как этот конфликт будет развиваться и расти до самой кульминации.