14.10.2021
В современном кинематографе существуют каноничные жанры, такие как драма, комедия, мелодрама, триллер и так далее. Но чем шире индустрия раскрывается для творческих людей, тем более разнообразной она становится. Жанр мамблкор как раз и отразил новый подход независимых американских режиссеров к фильмам.
Жанр мамблкор построен на интенсивных диалогах. Такое название он получил от английского слова mumble — бормотать.
Но еще до появления этого термина подобные фильмы уже существовали. Фильм Эрика Ромера «Шесть моральных историй», фильм Жана Эсташа «Мамочка и шлюха» (1973) и фильмы Вуди Аллен «Манхэттен», «Энни Холл», «Интерьеры» можно так или иначе отнести к мамблкору. В разные периоды кинематографа мамблкор-фильмы появлялись с разной целью и в смеси с другими жанрами.
Но классическим мамблкор-режиссёром называют Эндрю Буджальски. Его фильм “Смешно ха-ха” (“Funny ha ha”) 2002-го года считают первым настоящим фильмом мамблкор-жанра.
А сам термин согласно изданию “The New-Yorke” появился благодаря коллеге Буджальски — Эрику Масунаге. На медиа-фестивале “South by Southwest” в Техасе его спросили как бы он описал фильмы «Взаимопонимание», «Мягкое кресло» и «Поцелуй в губы». На что тот ответил “Mumblecore”, а по сути “Болтовня”.
В издании “IndieWire” Буджальски впервые публично использовал этот термин. Но при этом он, как и многие другие после него режиссёры, не считают этот жанр каким-то движением и заявляют, что не снимают такие фильмы специально.
Далее мы разберемся, почему, этот жанр появился случайно.
Жанр мамблкор определяется скорее не содержанием, а формой. Внутри мамблкор-фильма вполне вероятно будут драматические проблемы или мелодраматические отношения. В основе сюжета так же будут действовать законы драматургии.
Первые фильмы, которые были уверенно отнесены к этому жанру, изначально не снимались специально под него. Они были потом так названы. Поэтому стоит выделить несколько прямых отличительных черт фильмов жанра мамблкор.
Во-первых, внутри сценария лежит интенсивный диалог, которые связывает все акты фильма.
Во-вторых, обычно это очень бюджетные фильмы. Сюжет на диалогах позволяет сэкономить на всём вплоть до локаций и работников площадки. Вышеупомянутые Джо Свонберг и Эндрю Буджальски были и режиссерами, и операторами в одном лице на своих проектах.
В-третьих, фильмы мамблкор не пытаются за минимальные деньги стать блокбастером, а наоборот, на первый взгляд кажется, что они намеренно сняты дешево.
В-четвёртых, самым сильным аспектом мамблкора является актёрская игра. Что вполне логично — чем еще брать зрителя?
В-пятых, проблема главного героя не обязательно должна иметь однозначное решение, а герои не должны активно решать свои проблемы действиями. Наоборот, персонажи выбирают размышлять и сомневаться.
В-шестых, сложилось так, что мамблкор фильмы часто снимаются командой единомышленников. Как уже говорили выше, режиссёр выполняет сразу несколько функций на площадке, мог даже снятся в роли, а актёры могут участвовать в написании сценария.
В-седьмых, сценария с диалогами может и не быть. В рамках жанра актёры часто импровизирует на основе синопсиса или поэпизодника.
Вышеперечисленные принципы сложно назвать канонами. Исходя из них можно увидеть, что мамблкор фильмы изначально были независимыми и нетрудозатратными.
Можно даже подумать, что такой жанр существует для ленивых сценаристов и режиссёров-недоучек, но нет. Важной особенностью мамблокор-фильмов становятся темы, которые они раскрывают. Независимое производство позволяет сценаристам и режиссерам снимать о самых острых и неоднозначных проблемах.
Например, в фильме Линна Шелтона «И смех, и грех» (2009) старые друзья, пересмотрев свою личную степень свободы, случайно для себя снимают гей-порно с собой же в главной роли. В фильме Джо Свонберга “Ханна берет высоту” главная героиня обнаруживает себя в любовном треугольнике с двумя своими друзьями. В фильме “Сайрус” братьев Дюпласс разведенный мужчина влюбляется в мать-одиночку, но её вполне взрослый сын Сайрус не желает делить внимание матери с кем-то ещё.
В период выхода талантливых работ Буджальски, Свонберга и братьев Дюпласс средства массовой информации активно брали в оборот термин мамблкора и громко заявляли о смелости и революционности жанра. В действительности, исходя из интервью авторов фильмов, никто не собирался создавать из этого движение или манифест. Люди просто создавали независимое кино, участвовали в фестивалях, занимались творчеством. Когда-то мамлбкор-фильмы не имели никакого отношения к коммерции, но сейчас ситуация выглядит иначе.
Например, Нетфликс выпустил целый сериал в мамблкор-жанре “Проще простого”, его снял Джо Свонберг. Сериал выше в 2016 году и раскрывал острые и современные темы отношений. Например, проблемы открытого брака, вопросы однополых отношений, измен в браке, сложностей родительства и так далее. В каждой серии новые герои, которые повторяются в следующих сезонах.
А, например, фильм братьев Дюпласс “Джефф, живущий дома” (2011) имеет внушительный для мамблкора бюджет в 10 миллионов долларов. Он был явно необходим в основном для гонораров звезд. Ведь в нём снялся Джейсон Сигел, звезда сериала “Как я встретил вашу маму”, Эд Хелмс, звезда сериала “Офис” и фильмов “Мальчишник в Вегасе”, Сьюзен Сарандон (“Тельма и Луиза”) и Джуди Грир (“Чего хотят женщины” и “Шучу”).
Также, например, производством вышеупомянутого фильма “Сайрус” занималась кинокомпании “Двадцатый век Фокс” и “Dune Entertainment”. В нём снялись Джон Си Райли (“Банды Нью-Йорка”), Джона Хилл (“Волк с Уолл-стрит”) и Мариса Томей (“Сайнфилд”, “Рассказ служанки”).
Можно сказать, что набившие руку и фильмографию когда-то независимые режиссеры вполне успешно реализовали себя в коммерческом кино.
В России модное слово также немного прижилось. В жанре мамблкор ставят малоизвестные спектакли и делают подкасты, беря за основу “бормотание”, то есть по сути проговаривание вместо действий.
Отчасти, с иронией современных старшекурсников режиссуры тоже можно назвать представителями мамблкор-жанра, т.к. начинающие режиссеры ищут сценарий с ограниченным количеством локаций и героев и с экшеном только через диалоги. Но обычно такие фильмы называются просто “бюджетными”.
Несмотря на то, что жанр мамблкор не стал ярким культурным явлением, его всё-таки можно использовать на практике. Как указано выше, сильной особенностью этого жанра становятся смелые темы и то, как они раскрываются. Ниже приведены примеры фильмов жанра мамблкор, чтобы начинающие режиссеры и сценаристы подсмотрели для себя, как снять почти бесплатное кино, как поработать с высказыванием фильма и, возможно, выйти с на фестиваль.
Помимо перечисленных в статье фильмов, особый интерес могут представить следующие проекты.
“Пузырь”, 2005. Рабочие небольшой фабрики по производству детских игрушек Кайл и Марта друзья, у каждого из них своё прошлое и причины, как они оказались на фабрике. Однажды на предприятии появляется новая сотрудница — привлекательная мать-одиночка по имени Роуз. Фильм имеет неожиданный конец.
“Поцелуй в губы”, 2005. Документальный фильм о частной жизни в общежитии колледжа, об интимных отношениях студентов, интригах, и сексе.
“Мягкое кресло”, 2005. Лёгкое роуд-муви в жанре мамблкор, победить медиафестиваля “South by Southwest”. Джош находит прекрасный подарок своему папе на день рождения — мягкое кресло, копию кресла мечты отца. Все, что ему осталось сделать — это взять и привезти ко дню рождения папы. Джош со своей подружкой и младшим братом отправляются за креслом и исследуют собственные отношения. Диалоги там действительно интересные, а эмоции и актёрская игра очень убедительные.
“Кафе «Голубая сойка»», 2016. А этот фильм Александра Леманна порадует актерским составом, ведь там играет Сара Полсон. Она и Марк Дюпласс играют пару бывших школьных влюбленных, встретившихся в родном городе. Эту историю воплотила в жизни кинокомпания “Netflix”.
“Собутыльники”, 2013. Люк и Кейт сотрудники чикагского пивоваренного завода, где они проводят свои дни, выпивая и флиртуя. Они идеально подходят друг другу, но они оба уже состоят в отношениях. Этот фильм стоит просмотра хотя бы потому что там играют Оливия Уалд, Джек Джонсон, Анна Кендрик и Рон Левингстон.
Как бы не пытались популяризировать жанр мамблкор или анализировать такие фильмы, в основе их всё равно лежат другие известные жанры драмы и мелодрамы. Диалоги — это то, что было и есть в драматургии почти каждого сценария. В мамблкоре режиссеры скорее экспериментируют точно так же, если бы попытались снять фильм совсем без диалогов, или без звука, или без картинки. Но искусная работа с темами заставляет создавать сильные диалоги и требует неизбежно хорошей актерской игры, поэтому эти фильмы приятно и смотреть, и слушать.