Новости кино, нюансы работы сценаристом и другое в нашем Telegram

18.11.2021

Самые распространенные типы комедийных историй

Комедия один из старейших жанров на земле. Он появился еще на заре зарождения театра и прошел через века, эволюционируя и развиваясь наравне с драмой. Многовековая история наложилась на полторы сотни лет кино, и в результате сегодня комедия один из самых хорошо изученных и полностью сформировавшихся жанров.

Разумеется, за эти века были рассказаны сотни тысяч комедийных сюжетов. И существенную часть из них можно объединить по каким-то общим признакам и чертам. Таким образом, используя опыт уже созданных комедий, мы можем выделить несколько типов историй, каждая из которых  неоднократно доказала свою успешность на практике.

Американский сценарист-комедиограф Джон Ворхауз выделил самые распространенные типы комедийных историй и определил главные правила, по которым они существуют. Если вы начинающий сценарист и пытаетесь написать комедию, скорее всего, вы создаете историю по какой-то из этих схем.

А значит, вам тоже не помешает разобрать основные правила и элементы, формирующие эти комедийные истории.

Так что начнем. Самые распространенные типы комедийных историй по версии Джона Ворхуаза.

Центральный и эксцентричный персонажи

Как мы уже неоднократно рассказывали, в основе юмористического персонажа всегда лежит комедийная перспектива. Какая-то черта характера, мировоззрение или отсутствие навыка, мешающее этому герою нормально взаимодействовать с окружающим миром. Из-за комедийной перспективы персонаж не может правильно предсказывать события, реакции других людей. Он не может управлять миром и подстраивать его под себя. Окружающие никогда не реагирует на него, так как он это планирует.

У драматического персонажа таких проблем нет. Он видит мир правильно. И потому такой персонаж не смешной.

Но все меняется, если поместить драматического персонажа в среду, где все остальные герои – комедийные. 

По сути, мы создаем ту же самую ситуацию но с обратной стороны. Герой опять не понимает реакцию людей. Но в этот раз проблема не в нем, а в других персонажах. И тогда драматический персонаж, со всем своим умом и логикой оказывается в той же ситуации: комедийное окружениене реагирует на его действия, так как он этого ждет.

Именно на этом приеме и построены истории, где обычный герой вдруг оказывается, окружен эксцентричными персонажами.

Например, на этом приеме построен сериал Гуд Стори Медиа «Конная полиция». Обычный понятный оперуполномоченный Волков вдруг оказывается в полумультяшном отделе конных полицейских. Все его новые коллеги по-хорошему сумасшедшие. Каждый из них видит мир по-своему. И потому попытки Волкова с ними взаимодействовать приводят только к еще большим глупостям или недопониманием.

Такую же ситуацию можно наблюдать и в сериале «Офис» адекватный и логичный Джим Халперт каждый рабочий день вынужден проводить в окружении совершенно неадекватных коллег. 

На этих примерах можно увидеть основное правило этих историй. Драматический герой в таких сюжетах выступает в роли аватара зрителя. Именно с ним должна себя ассоциировать публика. Его глазами видеть окружающую ситуацию и всю ее абсурдность. А в свою очередь сам персонаж должен реагировать на все творящееся вокруг безумие именно так как это делали бы зрители.

Рыба, вынутая из воды

Самый популярный вид комедийной истории в мире. Ее суть заключается в том, что герой оказывается в новом для себя мире. Уборщик, становится бизнесменом. Американец переезжает в чужую страну. Девочку Элли ураган переносит в затерянную страну.

Нужно отдельно отметить, что непонятный мир, может быть как в прямом смысле другим измерением, так и просто непривычной для персонажа средой. Например, в фильме назад в будущее, непривычным миром для Марти становится прошлое или собственно будущее. В сериале «Барри» киллер просто попадает в театральную тусовку, которая и становится для него новым мире. А в фильме «Зомби по имени Шон» мир остается тем же, но меняются обстоятельства в нем: начинается восстание зомби. 

Обычный мир, комедийный мир

Комедийный принцип такой же, как и в предыдущем случае. Оказавшись в непонятном для него мире, герой не может правильно выстроить взаимодействие с ним. Причем в данном случае не особенно важно, будет это комедийный персонаж, попавший в обычными мир, как это было, например, в фильме «Смурфики» или сериале «Засланец из космоса» или наоборот: обычный персонаж очутившийся в комедийном выкрученном мире. Как это, происходит, например, в отличном советском фильме «Кин-дза-дза».

Более того, это может быть даже обычный персонаж в обычном мире. Главное, чтобы герой не был готов к существованию в нем. Так, например, построена история в сериале «Жуки». Это тоже типичная история рыбы из воды: молодые компьютерщики из мегаполиса вынуждены переехать в типичную российскую деревню. 

По сути это обычная и довольно достоверная деревня. Главные герои – тоже вполне обычные драматические персонажи без ярковыраженных комедийных перспектив. Но они настолько неприспособленны к жизни в глуши, что даже в обычной деревне чувствуют себя как на другой планете.

Обычные персонажи, комедийные персонажи

Окружающий мир редко когда может влиять на героя без участия других персонажей. А это значит, что возможна ситуация, когда тип истории «Рыба из воды» включает в себя и элементы «центрального и эксцентричного персонажа».

Для примера можно взять первый фильм из серии «Люди в черном». Герой Уилла Смита – Джей – по сути обычный полицейский. И он попадает в безумный мир инопланетян прячущихся среди людей. Он не понимает этот мир. Он в нем как рыба, вынутая из воды.

Но при этом каждый встреченный им на пути инопланетяне – ярковыраженный комедийный персонаж. И получается, что Джей попадает в глупые ситуации не только потому, что не понимает правил нового мира, но и потому что его обитатели немного чокнутые.

А на другой конец весов можно опять же положить сериал «Жуки». Мы уже выяснили, что главные герои в нем без ярких комедийных черт. Но самое интересное, что и жители деревни в целом тоже вполне обычные и даже банальные люди. Если рассмотреть их вне контекста, они не такие уж комедийные. Их ненужно как-то выкручивать, потому что москвичи и так их не понимают. 

В качестве примера комедийного персонажа оказавшегося в нормальном мире и тоже почувствовавшего себя рыбой вынутой из воды, можно вспомнить, например, инопланетян Альфа из одноименного сериала или Пола из фильма «Пол. Секретный материальчик». Из более свежих примеров можно посмотреть замечательный ситком «Тэд Лассо», рассказывающий об очень необычном футбольном тренере.

Для того чтобы такая история сработала, нужно выполнить главное правило: герой должен быть максимально неприспособленным к новому миру. Вряд ли даже самый талантливый сценарист сможет вытянуть смешную и интересную историю, например, об адвокате, который вынужденно стал работать нотариусом. Да, возможно этот мир для него тоже новый, но он недостаточно необычный и непонятный для такого персонажа. А значит, никаких ярких глупостей герой в такой среде не совершит. Но если этого же юриста, человека с высшим образованием отправить, например, в детский сад, нянечкой, комедийные ситуации будут рождаться буквально при каждом его движении.

Рыба из воды и обычный персонаж в окружении эксцентричных – безусловно, самые популярные основы для комедии. Примеры таких историй можно вспомнить десятки. Но все они разные. Надо помнить,  что выделенные черты дают только ядро истории. Изначальную отправную точку. А уж что получится на выходе, напрямую зависит от сценариста.

Это далеко не все типовые истории выделенные Ворхаузом. Но об остальных мы поговорим в следующем материале.

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ