Скидки на обучение в Ednation: до -20%

04.03.2021

Роль персонажей в сюжете: Главный герой

Каждый персонаж в сценарии существует с какой-либо целью. Конечно, у вашего героя наверняка есть друзья, одноклассники, родители, бабушки и дедушки, соседи и коллеги по работе. Но если они не участвуют в истории, которую вы рассказываете зрителю о них знать не обязательно.

Поэтому вводя любого нового персонажа сценаристу нужно четко понимать, какую функцию в истории он будет выполнять. Роль персонажа в сюжете, может быть какой угодно в зависимости от нужд сюжета. Перечислять все бесполезно.

Поэтому мы остановимся лишь на основных, самых распространенных ролях. И начнем конечно с протагониста.

Кто такой протагонист?

Протагонист или «главный герой» – единственный персонаж, без которого точно не обойтись. Главный герой в сценарии двигает сюжет вперед, за его приключений строится основная сюжетная линия и именно за его сюжетной аркой, за его изменением будет следить зритель.

Главная особенность протагониста – если его убрать, история остановится. Он главный двигатель. Если же история продолжается и без главного героя, значит у вас большие проблемы с сюжетом. Скорее всего, вы еще не поняли, кто протагонист этой истории и вокруг кого нужно строить историю.

Причем, эту ошибку совершают не, только начинающие сценаристы.

Например, в недавнем блокбастере Федора Бондарчука «Вторжение», сюжет написан таким образом, что номинально главной героиней считается Юля – персонаж Ирины Старшенбаум. Именно за историей мы вроде как наблюдаем. Но если разобраться, за весь фильм она никак не влияет на сюжет. Более того, с середины фильма Ирина просто пропадает из сюжета и появляется лишь в финале. Все активные действия меняющие историю совершают мужчины находящиеся рядом: ее отец, влюбленный пришелец и бывший парень. И логичней было бы строить историю от кого-нибудь из них.

В редких случаях, для рассказа истории выбирается пассивный герой. Который сам не хочет действовать. И тогда, чтобы сюжет случился, часть его функций переносится на второстепенного персонажа: антагониста, конфидента или резонера. Например, в «Служебном романе», к активным действиям Новосельцева толкает его сослуживец Самохвалов. А в «Холопе» для этого есть эксцентричный психолог Лева, который подстраивает пакости вокруг главного героя Гриши, раз за разом заставляя того действовать.

Но даже тогда историю двигает именно протагонист. Просто это происходит в два этапа: второстепенный герой толкает главного, а главный продвигает сюжет.

Антигерой и злодей

В термине «главный герой», не надо отталкиваться от слова «герой». Персонаж-протагонист, не обязательно должен быть положительным. Например, в «Мстители: Война Бесконечности», как это не парадоксально главный герой Танос. Он двигает сюжет, преодолевая препятствия в виде Мстителей.

Также трудно назвать героями в общепризнанном значении слова персонажей Майкла Карлеоне из «Крестного отца», Артура Флека из «Джокера» или Патрика Бейтмана из «Американского психопата».

Все эти протагонисты – либо антигерои, либо откровенные злодеи.

Кстати, часто всех протагонистов творящих зло приписывают к «антигероям». Но на самом деле это не всегда так. Антигерой – это персонаж, идущий к правильной, доброй цели, но неприемлемым с моральной и социальной точки зрения путем.

Если же у протагониста и цель, и средства социально неприемлемы – перед нами натуральный злодей.

Разницу можно проследить по двум персонажам-гангстерам в исполнении Аль Пачино: Майкла Корлеоне из первого «Крестного отца» и Тони Монтаны из «Лица со шрамом».

Майкл совершает свои злодеяния, чтобы обезопасить родных и друзей. И поэтому в первом фильме его еще можно причислить к антигероям. А Тони убивает, ради денег, женщин и наркоты. Он злодей и никак иначе.

Леон – убийца, защищающий девочку – антигерой. Джордан Белфорд из «Волка с Уолл-стрит» — обаятельный, но злодей. Его желания эгоистичны, а методы аморальны. Джек Бауэр из сериала «24», готовый пытать невиновного для поимки террориста – антигерой. Алекс ДеЛардж из «Заводного апельсина», кайфующий от причинения боли другим — злодей.

Конечно, не всегда эти понятия можно разделить с первого взгляда. Ведь моральные ценности и социальные нормы – понятия субъективные. Но вам, как сценаристам, прописывая главного героя с доминирующими отрицательными качествами, для себя нужно решить: кто перед вами? Антигерой или злодей?

Потому что, если это антигерой, он заслуживает какого-нибудь лучика света в конце пути. Даже самого маленького. Финал злодея, даже если он победил, должен оставаться мрачным и безрадостным.

Героя делает окружение

От выбора главного героя зависит, то какие еще персонажи потребуются для истории. Ведь основная их задача – помочь рассказать историю протагониста.

У этой задачи есть два уровня: сюжетный и глубинный.

Сюжетная функция персонажей в том, чтобы как-либо повлиять на историю протагониста. Дать совет герою, подтолкнуть к какому-то действию, спровоцировать конфликт, попытаться остановить и так далее.

Если какой-либо персонаж появляется в фильме просто так, он всегда кажется лишним. Причем это же касается даже эпизодических персонажей с одной-двумя репликами.

Например, все мы знаем, что в ресторане посетителей обслуживают официанты. И все мы, описывая свидание между героем и героиней, машинально вводим такого персонажа в сюжет. Ему часто даже даются какие-то дежурные, откровенно клишированные фразы, типа «Что будете заказывать».

Но действительно ли нужен этот персонаж в каждой сцене в ресторане? Одно дело, если он, например, постоянно мешает разговору героев, внося дополнительную неловкость в и без того неловкое первое свидание. И тем самым спровоцировать главного героя на новые действия. Тогда у этого персонажа есть сюжетная функция.

Но чаще всего, в существовании официанта в таких сценах нет никакого смысла. И если его вырезать, ничего не изменится. И в таком случае, его существование в сценарии бессмысленно.

Для того, чтобы обосновать существование эпизодических персонажей достаточно, наделить их сюжетными функциям. А вот второстепенным героям этого мало. Им еще нужно выполнить свою глубинную задачу перед протагонистом.

Эта задача заключается в том, чтобы отразить все грани характера главного героя. Чтобы объяснить, что имеется в виду, прибегнем к метафоре темной комнаты.

Представьте, что главный герой стоит в темной комнате и его не видно. А по периметру расставлены второстепенные персонажи с фонарями узконаправленного света. Каждый из них может осветить только часть персонажа. И только все они покажут главного героя целиком.

С каждым из второстепенных персонажей главный герой должен вести себя чуточку по-другому. Тем самым показывая разные грани своей личности. Ведь это логично. С родителями, он вряд ли будет вести себя так же как с друзьями. А с коллегами по работе не так же как с начальником. И только понаблюдав за персонажем в разных ситуациях, мы поймем, какой он человек.

Кроме того черты, характера протагониста можно понять на сравнении со второстепенным персонажем. Для этого достаточно поставить их в похожие ситуации и посмотреть, кто как будет действовать и к чему приведут оба пути. Например, изменив девушке, главный герой может попробовать это скрыть, а второстепенный покаяться.

При этом сюжетную задачу, для второстепенных персонажей никто не отменял. Чтобы они смотрелись органично им нужно работать на оба фронта.

Таким образом, можно сделать вывод: роль второстепенных персонажей в сценарии всегда подчинена нуждам главного героя.

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ