Скидки на обучение в Ednation: до -20%

04.03.2021

Питчинг – искусство презентации своего проекта

Чтобы сценарий получил шанс стать фильмом или сериалом, необходимо привлечь к нему сначала внимание режиссера или продюсера, а потом – инвесторов. В какой-то момент сценаристу или продюсеру предстоит стать буквально продавцом, расхваливающим товар. Называется этот увлекательный процесс питчингом.

Обучаем сценаристовв формате онлайн

Узнать больше

Питчинг – что это

Такое слово используют в двух значениях:

  • Питчинг – это мероприятие, где сценаристы могут представить идеи заинтересованным в новых проектах продюсерам, режиссерам и другим специалистам. В появлении новых талантливых авторов заинтересованы все, поэтому питчинги проводятся регулярно.
  • Питчинг – это искусство представления проекта с целью получения средств на его воплощение. В большей степени это явление относится к маркетингу, а не к творчеству, поэтому и приемы используются соответствующие.

Сама презентация называется питч (от англ. pitch – подача). Питч может быть словесным или визуальным.

Рассмотрим, что такое питчинг в кино. Неважно, идет ли речь о полнометражном фильме или сериале.

Виды питчинга

За время существования проекту придется пройти через питчинг не один раз. Сначала автор пишет сценарий и представляет его продюсеру или режиссеру. Они в свою очередь привлекают инвесторов. В конечном счете проекту предстоит заинтересовать зрителей, внимание которых сделает его коммерчески успешным.

Не нужно думать, что питчингом занимаются только новички, а у маститых сценаристов таких проблем нет. Но, например, Братьям Даффер пришлось обойти пятнадцать киностудий, чтобы продвинуть свой сериал «Очень странные дела». Но в итоге их идею купили после двухминутного питча. И уже на следующий день им прислали контракт.

Есть два вида питчинга – сценарный и продюсерский. Сначала идет сценарный, на котором автор пытается найти себе продюсера или режиссера. А потом уже продюсерский, где команда во главе с продюсером пытается убедить потенциальных инвесторов профинансировать проект.

Сценарный

Реальное воплощение получает только небольшая часть написанных сценариев. Причина не всегда в том, что остальные плохи. Часто они не были должным образом представлены. Их авторы не подготовились к питчингу или вообще не посчитали нужным что-либо предпринять, чтобы заявить о себе и своем проекте.

Даже если у сценариста нет денег на подготовку полноценной презентации, это не значит, что у него не получится воплотить свою идею. Главный инструмент автора – слово. Устной презентации может оказаться достаточно, чтобы заинтересовать продюсера.

Важно не пересказать сценарий полностью, а рассказать о нем, да так, чтобы искушенные люди сами захотели его прочесть. На презентацию отводится максимум 5–10 минут. За это время надо представить сценарий и ответить на вопросы.

Питч сценария включает:

  • логлайн;
  • указание жанра;
  • завязку;
  • ключевые сцены;
  • развязку;
  • анализ развития героя.

Разумеется, в начале питча нужно представиться, а в заключительной части поблагодарить аудиторию за внимание и сообщить свои контактные данные.

На сегодняшний день при отсутствии агентов личное участие в питчинге сценариев – практически единственный путь к продюсерам и режиссерам. Питчингу можно и нужно учиться. Другого варианта нет.

Продюсерский

Подготовкой сценария к представлению возможным инвесторам занимается команда профессионалов. Создается полноценная визуальная презентация. Проект должен быть правильно подготовлен и подан на суд тех, кто принимает решение, стать ли ему фильмом или так и остаться питчем.

Питчинг фильма содержит:

  • название, жанр, задачу;
  • логлайн;
  • целевую аудиторию будущего фильма (гендер, возраст);
  • бюджет на производство и рекламу;
  • прогноз на кассовые сборы;
  • представление команды (режиссера, оператора, сценариста);
  • подбор актеров (важно показать типаж героев, в дальнейшем актеры могут поменяться);
  • примеры похожих проектов, имевших успех;
  • контактную информацию.

Будет преимуществом наличие предварительных договоренностей о прокате. Например, сериалом заинтересовался один из телеканалов. Такую информацию включают в питч.

Уровень продюсерского питчинга выше, чем сценарного, но на презентацию также отводится порядка 15 минут.

Цель проведения питчинга

Чтобы удачно «продать» историю, учитывают специфику «покупателей». На питчинге могут присутствовать как продюсеры, так и режиссеры, задачи которых различаются.

Если питч направлен на привлечение внимания конкретного человека, нужно продумать, какие аргументы будут важны именно ему. Если на мероприятии присутствуют разные заинтересованные люди, питч должен быть универсальным.

Не нужно думать, что хороший сценарий интересен только автору. Режиссеры и продюсеры постоянно ищут новые сюжеты, свежие истории, для этого они приходят на питчинги. Питчинг – это не испытание, а шанс.

Для режиссера

Режиссер во многом похож на сценариста. Он – творческая личность, сразу «видит» историю, у него развито воображение. Этим надо пользоваться при подготовке питча.

Привлечь внимание режиссера могут яркие ключевые сцены, захватывающий сюжет, интригующая завязка. По итогам питчинга режиссер должен загореться желанием снять это кино.

Для продюсера

В отличие от режиссера продюсер думает материальными категориями. Его задача – сделать коммерчески успешный проект.

Его внимание привлечет не только сюжет, но и параллель с успешными проектами. Привести примеры похожих фильмов или сериалов необходимо. Мало кто рискнет вкладывать деньги в нечто совершенно новое и ни на что не похожее, особенно если проект – дебют автора.

Этапы питчинга

Все начинается с вопроса: «Как попасть на питчинг?» Хорошие сценарии в дефиците, поэтому питчинг сценаристов регулярно проводят Фонд Кино и Министерство Культуры на киностудиях, фестивалях и конкурсах. Открытые питчинги могут проводить киношколы и киновузы. Достаточно подписаться на рассылки новостей на официальных сайтах или регулярно следить за событиями.

Не стоит ходить с питчинга на питчинг и произносить раз за разом один и тот же текст в надежде, что найдется тот, кто по заслугам оценит талант и сможет проникнуть в самую глубину переданной идеи сценария.

Если питч ни на кого не произвел впечатления, он несостоятелен, его необходимо доработать или полностью переделать. Нужно делать выводы из полученной на питчинге информации: вопросов, критики.

Анна Гудкова в книге «Питчинг: как представить и продать свою идею» выделяет следующие этапы:

  1. Представление спикера: имя, род занятий, отношение к проекту.
  2. Краткий рассказ о проекте: жанр, хронометраж, сюжет, мир истории, герой.
  3. Ожидаемый результат питчинга.
  4. Благодарность аудитории и информация о контактах.

Время, отведенное на каждый этап, нужно рассчитывать в зависимости от общего регламента. В любом случае больше внимания необходимо уделить рассказу о проекте, однако совсем пренебречь каким-либо этапом нельзя.

Пять правил успешного питчинга

В разговоре о правилах питчинга под инвестором подразумевается любой специалист, который поверит в текст, будет готов вкладывать в него свое время, силы, мастерство.

Сценарист любит свое творение, однако к тому, как сделать питчинг сценария, он должен подходить как бизнесмен – человек, с которым можно вести дела. Он ценит и уважает чужое время, тщательно подготовлен к встрече.

Инвестор не ищет общения

Если это питчинг перед инвестором, обсуждение тонкостей сюжета необходимо отложить на потом. Инвестор пришел на питчинг, чтобы заниматься делом. Он хочет услышать факты, цифры, только самую суть.

Если он задает вопрос, отвечать на него нужно максимально коротко, но при этом содержательно. Во-первых, это даст инвестору нужную информацию, во-вторых, позволит успеть в рамках регламента ответить на другие вопросы.

Эмоции не должны заменять факты

Не стоит рассказывать о том, какой восхитительный, занимательный и бесподобный получился сценарий. Мнение инвестора будет иным, если питч состоит из одних эмоций, а по существу не сказано ни одного слова.

Необходимо тщательно вычитать текст будущей презентации, убрать эмоции, абстрактные высказывания, собственные рассуждения. Важно представить продукт. Оценки и выводы инвесторы сделают сами.

Слушатель должен понимать ваш язык

Не стоит пытаться поразить слушателей витиеватыми фразами и заумными терминами. Ни один продюсер или инвестор не будет заниматься тем, чего не понимает. Более того, у каждого из них сложится впечатление, что сценарий написан таким же языком, поэтому желания прочесть его ни у кого не возникнет.

Слушатель питчинга ищет «искру» в глазах

Вкладывать эмоции в слова нельзя, но их необходимо показать другими, невербальными способами. Невозможно увлечь людей тем, что не трогает самого спикера. Каким бы интровертом ни был сценарист, перед аудиторией ему придется об этом забыть. Только человек с горящими глазами, увлеченный своим проектом, способен привлечь внимание к сценарию. Если текст не зажигает глаза автора, он никому не интересен.

За успешной импровизацией стоят недели подготовки

Большая ошибка – понадеяться на удачную импровизацию и вообще не подготовиться к питчингу. Отсутствие подготовки отлично видно, это может быть расценено как признак непрофессионализма или неуважения к аудитории. Информации в таких презентациях мало, она плохо структурирована. Чем больше сил отдано подготовке, тем легче и изящнее выглядит питч.

Презентация – это тоже сценарий, следовательно, возможность показать авторский талант и потенциал.

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ