Скидки на обучение в Ednation: до -20%

29.09.2021

Основы комедии характеров

Мы уже начинали исследовать практические инструменты комедии в одном из наших предыдущих материалов.  В этот раз мы разберем еще одну очень распространенную схему – комическое столкновение характеров разных типов.

Сотни тысяч комедийных сценок, историй и даже целых сериалов были построены на этом приеме. 

Рыжий и Белый клоуны. Неудачник и везунчик. Чистюля и неряха. Развратник и скромняга. Такие дуэты уже много лет используются и в фильмах, и в скетчах, и даже в анекдотах.

Плюс этого приема в том, что он не связан с каким-то конкретным сюжетом. А значит исользуя столкновение одних и тех же характеров можно создать десятки и даже сотни совершенно разных историй. 

Именно поэтому именно разные характеры – основа любого ситкома. Ведь при их использовании по сути не нужно никаких дополнительных атрибутов. Запри персонажей в одной комнате и они создадут десятки, если не сотни комедийных историй.

Но в ситкомах обычно используется комедийный ансамбль из пяти-шести персонажей. А в этом материале мы пока разберем лишь самое простой вариант: столкновение двух характеров.

Столкновение характеров чаще всего генерирует межличностные конфликты. Что это такое мы уже объясняли в материале о трех уровнях конфликта в комедии. Межличностные столкновения – это как раз средний уровень.

Тогда мы говорили, что есть две категории таких конфликтов:

  • Столкновение обычного персонажа с  комедийным
  • И столкновение двух комедийных персонажей

Но столкновение комедийных героев в свою очередь тоже может быть двух типов: 

  • столкновение комедийных противоположностей 
  • столкновение усугубляющих друг друга персонажей

Итого мы имеем три схемы комического взаимодействия характеров. Давайте остановимся на каждой по отдельности.

Комедийный персонаж + обычный персонаж

Мы уже несколько раз рассказывали, что комического персонажа от драматического отличает наличие так называемой комедийной предпосылки. Это какое-то искаженное качество, характеристика или точка зрения героя, которые не позволяют ему адекватно взаимодействовать с окружающим миром. 

Из-за комедийной предпосылки персонаж не знает, как правильно поступить в предлагаемой ему ситуации. И в итоге делает что-то глупое или нелепой. Тем самым создается комическая ситуации.

В это же время драматический персонаж всегда знает, что нужно делать. И даже в безвыходных ситуация поступает наиболее благоразумно, реалистично и приемлемо. А потому это не смешно.

Но самое интересное, что если заставить драматического персонажа наблюдать за комедийным, комизм ситуации увеличится. В таких случаях драматический герой олицетворяет зрителя и реагирует на выходки напарника так, как в таких ситуация реагировали бы все мы. Злость, растерянность недоумение, усталость. Публика наслаждается, видя эти логичные реакции у драматического персонажа. Так она чувствует свое сопричастие к истории.

Именно на этом и построен прием столкновения комичного и реалистичного персонажей.

В качестве примера можно вспомнить сериал «Офис». Джим Халперт в нем на сто процентов драматический персонаж. Он не делает необдуманных поступков, максимально критично и с иронией относится к происходящему вокруг и, как и зритель, прекрасно видит насколько безумно большинство обитателей офиса «Дандер-Мифлин».

Именно поэтому публика с таким удовольствием наблюдала за его взаимодействием с Майклом Скоттом, Дуайтом Шрутом и Энди Бернардом. В каждом из этих случаев, мы как раз наблюдаем столкновение комедийного и обычного персонажа.

В некоторых ситуациях в роли обычного персонажа может выступать герой, который в других обстоятельствах имеет явную комедийную перспективу.

Например, в «Теории большого взрыва» перспектива Леонарда прежде всего раскрывается в его неумелом общении с девушками. С парнями он ведет себя более смело. Именно поэтому в комедийном столкновении с Шелдоном, Леонард чаще всего выступает как драматический персонаж. Просто в эти момент, его комедийная перспектива никак ему не мешает.

Комедийные противоположности

Комедийные предпосылки могут быть какими угодно. Предпосылки всегда мешают герою общаться с миром, но это не означает, что они обязательно обостряют отношения с другими комедийными персонажами. Все зависит именно от взаимодействия предпосылок друг с другом.

Некоторые из них не сильно мешают персонажам сосуществовать. Например, комедийно романтичный и комедийно трусливый персонажи вряд ли могут часто всерьез ссориться.

Другие сочетания провоцируют конфликты лишь в ряде случаях. Например, комедийно скупой человек, может поссориться с комедийно похотливым в ситуации, когда обнаружит, сколько последний потратил денег в погоне за сексом. В других случаях скупердяю все равно чем там занимается этот ловелас.

Но чтобы создавать конфликты постоянно, вам нужны столкнуть две противоположности. Взять хотя бы классическое сочетание «чистюля и неряха».

На этом сочетании в 1965 году драматург Нил Саймон написал пьесу «Странная парочка». Через пару лет, эту пьесу экранизировали. Еще через несколько лет, на основе этих же персонажей создали одноименный сериал, который продлился пять лет  — с 1970 по 1975. Еще через семь лет, появился первый ремейк «Новая странная парочка». В 1998 сняли продолжение полнометражного фильма. А уже в 2015 году появился ремейк оригинального сериала.

В итоге, такое простое, казалось бы, сочетание противоположных характеров породило больше сотни историй и еще больше комедийных ситуаций. И в большинстве своем они основаны на разных вариациях одного и того же конфликта: один насорил, другой убирается.

Усугубляющие друг друга персонажи

Последний тип взаимодействия. Для того чтобы создать комедию этого типа, сценаристу понадобится свести вместе героев, комедийные перспективы которых лишь усугубляют друг друга. Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно вспомнить фильм «Тупой и еще тупее». Главный принцип этого раздела тут заложен уже в названии.

В предыдущих примерах один персонаж чаще всего пытается исправить то, что делает второй. Или хотя бы остановить его. Драматический персонаж не может спокойно смотреть на безумие, которое творит комедийный. Столкновение противоположностей в своей сути предусматривает, что герои будут мешать и пытаться исправлять поступки друг друга.

Но усугубляющие друг друга персонажи очень часто поддерживают друг друга. И эта поддержка всегда на порядок усугубляет ситуацию.

В качестве примера, можно вспомнить все тот же фильм «Тупой и еще тупее». Например, в одной из сцен, Гарри пытается помочь Ллойду произвести впечатление на девушку Мэри, но в результате сам идет с ней на свидание. Вряд ли Гарри сам до конца осознал, как у него это получилось. 

Или другой пример: взаимодействия Говарда Воловица и Раджеша Кутропали. В одной из серий, Говард в своей манере пытается помочь Леонарду сохранить отношения с девушкой на расстоянии. Для этого он строит машину для поцелуев на расстоянии. По задумке, Леонард должен целовать один из девайсов, а аппарат на другой стороне будет точно копировать движение его языка. Безумная идея. Разумеется, Леонард отказывается целоваться с пластиковыми губами с сервоприводом внутри.

Говард решает на своем примере, показать, что в его изобретении нет ничего плохого. А Радж, как лучший друг, без задней мысли решает помочь ему в этом. О том, что происходит дальше не трудно догадаться, но лучше это увидеть. Безусловно, благими намерениями, Радж мгновенно ухудшил ситуацию в десятки раз.

Это только основы взаимодействия в комедии характеров. Есть еще много разных нюансов и подходов помогающих в разработке такого типа историй. А потому, мы еще не раз вернемся к этой теме в следующих материалах.

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ