Скидки на обучение в Ednation: до -20%

14.09.2021

Ограничения при написании сценария

Написание сценария – это постоянный выбор. Какую историю придумать? Кого взять персонажем? Как прописать ту или иную сцену? Вопросы сыпятся с того момента как автор садится перед чистым листом бумаги, и заканчиваются лишь с завершением съемок над последним эпизодом сценария.

Но если вы начинающий сценарист, вот о чем вам нужно подумать: каждый ответ на возникающий вопрос каким-либо образом ограничивает создаваемый вами сценарий.

Вот перед вами белый лист. До того как вы напишите на нем первое слово, на нем может появиться все что угодно. Но вот вы пишите: ИНТ. АППАРТАМЕЕНТЫ МОСКВА-СИТИ – ДЕНЬ. И все выбор уже сделан. Из всех историй мира, вы только что отсеяли все, которые не начинаются в днем в апартаментах Москва-Сити
И так происходит каждый раз. И это нормальное течение сценарной работы. Автору нужно получить на выходе конкретную историю, где нет лишних деталей. А те что отобраны идеально подогнаны друг к другу, как шестеренки в швейцарских часах.

Но почему-то есть ряд моментов, где начинающие сценаристы всячески сопротивляются необходимому ограничению. Вот только это никогда не срабатывает, так что рано или поздно, сценаристу придется делать свой выбор в каждом из поднятых вопросов.

Какая у вас тема?

Один из первых вопросов, который задаст любой продюсер, согласившийся посмотреть ваш сценарий. Обидно засыпаться в самом начале питчинга, но, к сожалению, такое случается сплошь и рядом.

Если начинающий сценарист написал свой драфт, но у него до сих пор нет четко ограниченной и сформулированной темы, его ответ будет расплывчатым, сбивчивым и разочаровывающим.

В таких случаях, пытается импровизировать и чаще всего его импровизация скатывается к одному из двух возможный вариантов ответа:

  • максимально размытому
  • перечислению нескольких не связанных между собой тем

В первом случае, сценарист выпаливает что-то типо: «Это история о любви» или «Моя тема одиночество». Но эти понятия слишком широкие и потому сами по себе не несут какую-то смысловую нагрузку.

Во втором случае, ответ может звучать примерно так: «Моя история о том, как рутина убивает чувства влюбленных. О том, чтобы добиться успеха в карьере часто приходится жертвовать семьей. А дети, не смотря на все проблемы, которые из-за них возникают, все равно лучшее что может быть в жизни человека». 

Хочется еще добавить: «А еще, это история о том, что инопланетяне уже живут среди нас». 

А что? Хуже уже не станет.

В обоих случаях у автора одна и та же проблема, он не смог или не захотел заранее максимально ограничить тему своего сценария. И именно поэтому такой простой вопрос продюсера поставил его в тупик.

Какая история в этом сценарии?

В современном кино практически не осталось фильмов или сериалов, которые рассказывали бы только сюжетную линию – одну историю. Но прописывание нескольких арок в одном произведении – это отдельный навык. В фильмах второстепенные линии должны работать на общую тему и высказывание. Побочные – на раскрытие персонажей. 

А в сериалах все это еще усложняется продолжительностью линий. Какие-то завершаются за одну серию, другие длятся несколько эпизодов. Третьи длятся сезон или даже несколько сезонов.

Все это должно работать в четкой системе и все равно иметь какие-то объединяющие лейтмотивы.

К сожалению, начинающие сценаристы в такие нюансы обычно не заглядывают. 

Очень часто сценарии новичков рассказывают не о каком-то персонаже, теме или событии, а скорее повествуют о мире, в котором происходит действие. В сценарий попадает все, что в этом мире происходит. В одну кучу лепятся история любви протагониста, попытка его самореализации, история притеснения чернокожих в Центральном Черноземном районе России и личная драма соседки главного героя тети Нюры.

И опять же, в такие моменты опять хочется добавить про вторжение инопланетян. Хуже от этого не станет.

Если вы начинающий сценарист, настоятельно рекомендуем вам сосредоточиться только на одной истории за раз. Не важно, какой проект вы разрабатываете – масштабный эпический сериал или камерный фильм с несколькими актерами. Ограничьте себя для начала одной основной историей, разработайте ее и продумайте. А уж потом, если это будет нужно, из всех приходящих вам в голову идей, выберите одну-две для создания побочных или второстепенных линий. И главное, чтобы эти линии каким-либо образом сочетались с главной историей. 

Только так ваш будущий сценарий не развалится на несвязанные куски.

Ограничения характеристик героя

Персонаж никогда не будет полноценным человеком. Это аксиома.

Человек слишком сложен. Он одновременно очень скучен, и за ним не интересно наблюдать длительное время. Но при этом поступки человека часто со стороны выглядят не предсказуемо, и это опять, же делает его плохим персонажем кино.

К сожалению, в страхе создать клишированного или плоского героя, начинающие сценаристы очень часто пытаются совместить в персонаже как можно больше разнообразных характеристик.

А в результате получается что-то похожее на: 

«Мать-одиночка, с тремя детьми, отучившаяся на историка, но работающая бухгалтером. Чувственая, но невозмутимая. Очень умная и хитрая, но при этом ранимая. Красивая, но не заботящаяся о себе. Знающая каратэ и мандаринский диалект китайского языка. А в свободное время (которое всегда есть у матери трех детей) клеит модели паровозов девятнадцатого — начала двадцатого веков».

Остается только по традиции добавить: «А еще сражается с инопланетянами». Хуже не станет.

Хорошо, если вся эта каша останется только в черновиках, и никто кроме самого автора этого не увидит. Куда хуже, если все это начнет прорываться на страницы сценария. Ни один здравомыслящий продюсер такого персонажа не пропустит.

У каждого персонажа должно быть строго ограниченное количество характеристик. Выберите только те, которые помогают рассказывать вашу историю. И сосредоточьтесь на них.

На какую аудиторию рассчитан фильм?

Вопрос, который нужно задавать себе на этапе проработки идеи. И в девяти из десяти случаев, начинающий сценарист сразу же отвечает себе: «На самую широкую», и, успокоившись, переходит дальше.

На самом деле ни один фильм или сериал в мире не подходит под этот проект. Люди слишком разные. У них разные интересы, в зависимости от возраста, образования, склада ума. Им нравятся разные жанры, разные актеры, разные темы, поднимаемые в кино.

Кому-то нравятся похабные шутки ниже пояса. А кто-то любит высокоинтеллектуальные истории рассказанные экспериментальным киноязыком. И невозможно угодить одновременно и тем и другим.

Даже, диснеевские фильмы и мультфильмы для семейного просмотра на самом деле затрагивают не всю киноаудиторию. Они рассчитаны в первую очередь на родителей с детьми. А вот, например, компания друзей состоящих из мужчин в возрасте тридцати-тридцати пяти лет на таком сеансе может оказаться только если случайно.

Задавая себе вопрос: на какую аудиторию рассчитан мой фильм? Вы должны максимально сегментировать будущую публику. Выделить из нее ядро, на чьи интересы вы будете в первую очередь ориентироваться.

Это не значит, что люди за пределами этого сегмента ни когда не придут на ваш сеанс. Опять же все люди разные. Есть мужчины, обожающие слезливые мелодрамы, и женщины, предпочитающие мускулинные боевики. Но это исключение по краям оси координат. 

А для создания четкой, стройной и выдержанной в едином стиле истории вам нужно найти именно основу своей аудитории. Ее ядро. 

Ограничьте круг своих потенциальных зрителей. Постарайтесь максимально конкретизировать этих людей. «Я буду ориентироваться на любителей парней и девушек любящих истории-приключения в возрасте от шестнадцати до двадцати пяти лет». И только так вы поймете, какой герой лучше всего подойдет для вашего сценария? Какие вопросы будут наиболее интересны зрителям? В каком ключе их лучше подать?

На самом деле это только верхушка айсберга. Сценарист постоянно должен ограничивать себя во время работы над сценарием. Ограничение сеттинга, ограничение жанра, ограничение бюджета. 

В большинстве случаев, ограничения, если они сделаны осознанно и продуманно, только подтолкнет вашу креативность. Вспомните сколько легендарных фильмов были написаны и сняты в режиме тотального ограничения. «Рокки», «Ведьма из Блер», «Безумный Макс», «Зловещие мертвецы», «Куб». Список можно продолжать еще долго.

Так что, работая над сценарием, никогда не бойтесь ограничивать себя.

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ