Скидки на обучение в Ednation: до -20%

18.10.2021

Мрачный жанр нуар

Первые нуарные фильмы появились в военные и послевоенные годы в США. Термином “нуар” французские кинокритики назвали мрачные, циничные и пессимистические  картины американских режиссеров, навеянные Второй мировой и холодной войной.

С сороковых годов 20-го века прошло немало времени, а нуар породил множество шедевров. Поэтому мы разберем и основные особенности нуарных проектов, и известные кинокартины. 

Предпосылки жанра нуар

Noir  с французского означает “черный”, “мрачный”. Слово прижилось для наименования целого жанра. Период классического нуара приходится на 1940-1958 годы. 

Невозможно точнее описать происхождение нуара, чем Роберт Оттосон в предисловии к «Справочнику по американскому нуару, 1940–1950». По его мнению, первой предпосылками нуара можно назвать немецкий киноэкспрессионизм с геометрическими декорациями, нарисованными тенями предметов прямо на стенах, съемкой с острых углов и психическим расстройством главного героя.  Во-вторых, Оттосон считает предпосылкой и поэтический реализм во французском кинематографе второй половины тридцатых, характеризующихся возвышением образа жизни низших слоев общества. В-третьих, крутые литературные романы (hard-boiled fiction) дали нуару детективные сюжеты про организованную преступность и антигероя. В-четвертых, как уже указывали выше психологическое влияние оказала депрессивная атмосфера Второй мировой войны и послевоенных лет.

Если проследить за историей кинематографа, живописи, литературы, моды и других направлений искусства можно заметить, что они всегда податливо реагировали на социальные и экономические проблемы в мире. Например, мода 2008 года во время мирового финансового кризиса характеризуется простотой кроя и блеклостью цветов. Также происхождение литературного декаданса в Российской империи в конце девятнадцатого века обусловлено упадническим настроением и предвидением окончания имперских времен.

Основы жанра нуар

Нуар настолько обширен и длителен в своей истории, что успел приобрести множество черт и особенностей временных периодов. Давайте рассмотрим основные черты нуара. Как написать и снять кино, которое с уверенностью назовут нуаром?  

Тематика

Обычно под нуаром подразумевает нуарный детектив. Это узкое и недальновидное понимание жанра, т.к. нуарный детектив это только один из возможных сюжетов. И драму, и детектив, и триллер, и даже мелодраму можно сделать нуарными, если в них есть определенный элементы.

  1. Нуарный фильм проникнут пессимизмом, цинизмом, упадническими настроениями и недоверием. Герои обречены в этом мире и потеряны. 
  2. В любом нуарном фильме присутствует саспенс даже если это не триллер. Саспенс в кинематографе – набор художественных инструментов, создающих состояние тревожного ожидания зрителя при просмотре.
  3. Главные герои – порочны. Они не мучаются от моральных дилемм, а ради достижения цели переступают черты законности. 
  4. Главный герой часто находится в противостоянии с криминальными ячейками: наркодилеры, гангстеры, мафия и другая организованная преступность. И герою для этого необязательно быть полицейским.
  5. Отчасти исходя предыдущих двух пунктов, локации действий – это злачные и скорее всего незаконные местечки. Плюсом мы здесь помним из предпосылок жанра про возвышение образа жизни низших слоев населения. Бары, подпольные казино, мотели с сомнительной целевой аудиторией – все это работает на мрачность.
  6. В нуарных фильмах нередко закладывается тема упущенного времени, невозвратного прошлого и роковой предопределенности. Все это в очередной раз работает на общее настроение безнадежности. 
  7. Для усиления предыдущего пункта авторами часто используется необычная композиция, игра со временем, запутанная хронология событий. Все это для того, чтобы создать ощущение потери ориентации во времени. Фильмы “Убийцы” и “Чикагский срок” имеют нелинейное повествование. Но также этот пункт помогает отнести к нуару даже спорные и противоречивые работы Дэвида Линча, как, например, “Малхолланд Драйв” или “Твин Пикс”. 
  8. Очень важным элементом нуара называют роковую женщину или как иногда описывают по-французски – femme fatale. К слову роковая женщина как персонаж может обитать в фильме или сериале любого жанра, но ни одна нуарная картина точно не обходится без нее. Роковая женщина – это красивая, сексуальная и сильная женщина, способная достигнуть своего благодаря соблазнению и флирту. Ей нельзя доверять ведь она не та, за кого себя выдает, а также влечет главного героя на гибель.  

Стилистика

Как и сюжеты нуара, стилистика также унаследовала смесь приемов из разных направлений искусства. В многочисленных фильмов жанра нуар отмечаются следующие элементы стиля.

1. Сцены фильма в основном изображают ночь и специально сняты темными. 

2. Важный аспект: геометрия. Этот аспект отчасти перекочевал из ранее упомянутого немецкого экспрессионизма. Наклонная перспектива, вертикальные и косые линии создают тревожный неустойчивый кадр, а свет и тень контрастно и нереалистично ложатся на поверхности. 

3. В нуаре сложно сосредоточится на актере, так как обычно его лицо покрыто тенью, даже когда он говорит. Это делается с целью создания атмосферы обреченности, так как окружающий героя город становится отдельным персонажем, давит на персонажа и растворяет в себе.

3. Также нуар не стесняется искаженных ракурсов. Например, широкоугольный объектив может снимать с нарочито высокой или нарочито низкой точки съемки.

5. Дождь и вода – неотъемлемая часть нуарной картинки. Улицы города обычно сияют влажным асфальтом, дождь и пасмурность добавляет мрачности и драмы, а локациями нередко становятся причалы и бухты в черте города. 

Неонуар

На фоне политических скандалом 70-х годов и экономической стагнации в США, нуар вновь ответил на пессимистичные настроения общества. На этот раз нуар поднимал более острые темы, например, темы политики, коррупции, семейного насилия и бесправия. 

Такие фильмы начала 70-х как “Китайский квартал” Р. Полански, “Долгое прощание” Р. Олтмана, “Разговор” Ф.Ф. Копполы, “Ночные ходы” А. Пена стали стилеобразующими проектами неонуара. 

Что посмотреть

В жанре нуар снято более трехсот картин. Для погружения в жанр без сожаления можно пересмотреть их все, так критики всегда высоко оценивали фильмы этого жанра. Но мы отобрали для вас наиболее яркие, качественные и значимые проекты помимо тех, что перечислены выше. 

“Мальтийский сокол”, 1941.

Это дебютная картина режиссера Джона Хьюстона объявлена открывающим эпоху нуара фильмом. Поэтому часто 1941 год и называют началом нуара, хотя и до этого уже выходили подобные фильмы. Детектив Сэм Спейд расследует убийство своего напарника. И неудивительно, что детектив ввязывается во что-то криминальное, так как девушка, ранее нанявшая его напарника, что-то скрывает.

 “Тень сомнения”, 1943.

Фильм Альфреда Хичкока основан на реальных событиях. В провинциальный тихий американский городок прибывает дальний родственником местных жителей. Мужчина, оказавшийся маньяком, вступает в противостояние со своей племянницей. Этот фильм подойдет не только любителям нуара, но и фанатам саспенса, Хичкока и острых ощущений.

“Гильда”, 1946

Между Балином Мендсом, владельцем казино, и Джонни Фарреллом, мелким мошенником, завязывается дружба. Но новая неожиданная пассия Балина, Гильда, знакома Джонни из прошлого, а Балин неожиданно пропадает.

“Убийство”, 1956

Фильм Стэнли Кубрика о рецидивисте, который планирует ограбление в составе новой банды, среди которых бармен, кассир, алкаш и продажный полицейский. Они не могут договорится и все идет не так, как планировалось. 

Этот фильм называют одновременно и типичным представителем жанра нуар, и попыткой сломать его законы.

“Китайский квартал”, 1974.

А вот и представитель неонуара. Роковая Миссис Малрэй, мнительная жена главы влиятельного мужчины, нанимает частного детектива Джейка Гиттеса для слежки за своим неверным мужем. Но после компрометирующих фото измены его тут же находят мертвым.

“Город грехов”, 2005.

В кинематографе 21-го века совсем мало представителей нуарного жанра. Какие-то из них чаще похожи либо на ретроспективные антиутопии, так как помещают героев не в настоящее время, а в 30-е или 40-е годы, либо на пародии. Таким и является “Город грехов”, где главный герой пытается найти убийцу на своей девушки на опасных улицах черного города. Мнения по поводу принадлежности этого фильма к нуару разнятся, но там всё же там есть некоторые его элементы. “Город грехов” может быть интересен именно с точки зрения попытки воссоздать нуар 40-ых годов в сквозб призму современности.

“Черная орхидея”, 2006.

Опять же фильм снят не про современный период, а про 40-е годы. В Лос-Анджелесе полицейский расследует жестокое убийство несостоявшейся актрисы. Одновременно он тайно влюблен в девушку своего лучшего друга и при этом заводит роман с лесбиянкой.

“Гость”, 2014.

Армейский товарищ погибшего на войне парня прибывает к его горюющей семье. Он заявляет, что якобы выполняет последнюю волю друга. Но после его появления в доме семьи начинается череда странных смертей.

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ