18.11.2021
Мы уже рассказывали о том, что комедия – древнейший жанр, как вообще так и в кинематографе в частности. Благодаря своему возрасту в комедии уже давно сложились некоторые общепринятые схемы и типы историй, эффективность которых проверялась на практике ни один раз. И опять же, не будет лишним напомнить, что речь идет не о готовом шаблоне, а скорее о сюжетном скелете или ядре, на которое можно навесить любые, самые разнообразные виды истории.
Чтобы изучить эти уже сложившиеся типы комедии, мы обратились к опыту известного американский преподавателя-комедиографа Джоно Ворхауза. Он выделил самые известные и распространенные типы комических историй и объяснил их основные принципы работы. В прошлом материале мы рассмотрели сюжет построенные на принципах «Обычный герой в окружении комических» и «Рыба вынутая из воды».
В этом материале мы рассмотрим два новых типа: «характерная комедия» и «ансамблевая комедия». Оба этих типа имеют одну общую черту – в их основе конфликты между персонажами с разнонаправленными комедийными перспективами. О том, что такое комедийная перспектива, мы рассказывали уже неоднократно.
Но давайте обо всем по порядку.
Истории, построенные на противосиянии двух ярких, но не совпадающих друг с другом комедийных персонажей. Под истории этого типа подходят все ромкомы и бади-муви. Но этими жанрами характерная комедия не ограничивается.
Каждый раз, когда комический сюжет строится на противостоянии двух смешных персонажей – перед вами характерная комедия. Это может быть война между отцом и сыном, женой и свекровью, друзьями, начальником и подчиненным, двумя коллегами-конкурентами. Не важно. Главное чтобы между двумя комическими персонажами была открытая эмоциональная война.
И да, сюжет романтических комедий – это, по сути тоже война. Война между желаниями героя и героини. Чаще всего это строится на том, что кто-то из них хочет отношений, а другой нет.
Главное о чем нужно задуматься, создавая подобную историю, это чтобы между героями одновременно был конфликт, который толкал бы их в разные стороны, но при этом обстоятельства не позволяли бы им просто разойтись в разные стороны. Должна быть какая-то связующая сила, держащая их вместе.
Вот о чем забывают многие начинающие сценаристы. Когда между двумя людьми возникает конфликт, который невозможно решить здесь и сейчас, то первой логичной реакцией будет просто заморозить противостояние и перестать общаться. И если сюжет не дает четкого логического объяснения, почему персонажи не могут так сделать, зритель никогда не поверит в эту историю. Чтобы противостояние не затухало, развивалось и набирало обороты, персонажи должны постоянно сталкиваться друг с другом.
Персонажей можно связать браком, работой, сделать их соседями по квартирам, закинуть двоих на необитаемый остров или запереть в комнате без выхода.
Еще один момент, который нужно понимать. Несовпадающие характеры – это не обязательно диаметрально противоположные. Да, есть множество историй построенных именно на взаимоисключающих характерах: принц и нищий, гений и дурак, чистюля и неряха. Но это не обязательное условие.
По мнению Ворхауза, главная задача в придумывании характерных историй, превратить как минимум одного из двоих персонажей в катализатор проблем. Например, в фильме «Невезучие» 2003 года, герой Жана Рено вынужден бежать из тюрьмы, а после уходить от погони вместе с добрым, но очень глупым и назойливым персонажем Жерара Депардье. Герой Рено – профессиональный киллер, просчитывающий план на несколько шагов вперед. Персонаж Депардье – идиот. Разумеется, от такого напарника могут быть только одни неприятности.
Еще лучше если оба героя одинаково портят друг другу жизнь. Так, например, развивается история мультфильма «Вверх». Большую часть сюжета, кажется, что это юный бойскаут Рассел портит жизнь Карлу Фредриксону. Но если присмотреться, Рассел сам неоднократно попадал в глупые и неприятные ситуации из-за взбалмошности старого Карла. Хотя бы, потому что именно из-за Фредриксона он вообще оказался в доме, летящем по небу на воздушных шариках.
Так Джон Ворхауз называет тип истории, где действует группа людей, конфликтующая и с внешними обстоятельствами и друг с другом. Чаще всего такие истории можно увидеть в ситкомах. В качестве примера можно привести сериалы «Друзья», «Теория большого взрыва», «Как я встретил вашу маму».
Такие сюжеты тоже строятся на несовместимости комедийных характеров. Но в этом случае их гораздо больше. Обычно пять-шесть.
Еще одной отличительной чертой такого повествования является отсутствие ярко выраженного главного героя. Номинально он есть, но сюжеты с ним чаще всего равномерно чередуются с историями «второстепенных» персонажей. Так, например, считается, что главный герой в «Как я встретил вашу маму» — это Тэд. Но чаще всего его истории занимают столько, же времени сколько и сюжеты Маршала и Лили или Барни и Робин. И этим, постановка «Мамы» мало чем отличается от постановки «Друзей», где авторы изначально поставили перед собой задачу равномерно раскрывать характеры персонажей.
Схема создания таких историй – это, по сути усложненный вариант «характерной комедии». Если там нужно придумать два персонажа, между которыми неминуемо возникнет конфликт, то здесь, желательно чтобы каждый герой был катализатором проблема для остальных.
Чтобы создать такой ансамбль, нужно чтобы каждый из героев обладал сильной комедийной перспективой. И при этом их характеры должны быть максимально разными. Не противоположными, ведь это невозможно, а именно разными.
Давайте посмотрим на персонажа Джо Тривианни из «Друзей» Его конфликты с Чендлером чаще всего возникают на бытовой почве, ведь Джоуи не очень думает о последствиях своих действий. Он, то построит гигантский стеллаж на всю квартиру; то притащит в дом цыпленка, чтобы он там жил; то оближет ложку, вместо того чтобы помыть, и бросит ее в общий ящик.
Конфликты с Моникой у него в основном из-за того, что, пытаясь помочь, Джоуи всегда делает ситуацию только хуже. Он вызвался помочь ей поднять авторитет на работе, но в итоге чуть не запорол все из-за денег. Предложил ей поменять кафель в ванной, но отколупав пару плиток, решил, что это слишком сложно. Пошел защищать девушек перед управдомом, из-за чего их чуть не выселили на улицу.
Точно также не составит труда проследить его конфликты и с остальными друзьями.
Так как в комедийном ансамблей нет главного героя, каждый персонаж в какой-то момент должен выходить на первый план с собственным приключением.
Именно поэтому, продумывая такой тип истории, автор должен четко представлять какие именно сюжеты можно придумать с каждым из персонажей во главе. И для этого характер каждого из них должен рождать свои уникальные стремления, и желания.
В «Как я встретил вашу маму», Тэд хочет найти себе девушку своей мечты, Барни – жить в гедонистическом удовольствии, Маршал – закончить юршколу и спасать природу, Лили – стать художницей, Робин – построить карьеру журналистки.
Все эти желания совершенно разные, а значит, двигаясь к ним, персонажи будут генерировать отличные друг от друга истории. И даже если есть небольшие точки соприкосновения: и Лили, и Робин должны выбирать между карьерой мечты и личным счастьем, авторы сразу ставят персонажей в разные начальные точки. Так Лили с самого начала сериала почти замужем и не осознает своих истинных желаний. А Робин наоборот, знает, чего хочет и потому всячески отмахивается от своих незапланированных чувств к Тэду.
И опять же благодаря этому каждый из персонажей создает свою максимально уникальную историю.
Так как в ансамблевых историях на первом плане много персонажей с яркой комедийной перспективой, очень часто получившиеся истории оказываются достаточно оторванными от реальности. То есть получившиеся истории явно тянутся к фарсу. И чем сильнее персонажи уходят в сторону своей перспективы, тем сильнее фарс. Нужно сразу понимать, что это естественный процесс и в нем нет ничего страшного.
Если вы, как автор хотите сделать более жизненную историю, просто притушите комедийную перспективу персонажей. Хотя бы на время. Так как это, например, делают сценаристы Гуд Стори Медиа.
Дальше нужно действовать по той же схеме, что и в характерной комедии. Надо каким-либо образом связать между собой персонажей, чтобы, не смотря на все конфликты, они не могли просто разойтись в разные стороны.
Иногда такой объединяющей структурой является какое-то общее дело. Герои вместе играют в группе, владеют баром или работают в одном учреждении.
Но в долгой перспективе, такого объединения не хватает. Зритель может поверить, что двух персонажей объединяет одна внешняя цель, но с ансамблем героев такое уже плохо срабатывает.
И потому, например, все ситкомы устанавливают между персонажами отношения похожие на семейные. Эти псевдо семьи возникают между друзьями, соседями, коллегами – не важно. На сегодняшний момент это единственный стопроцентный способ объяснить, почему вечно ссорящаяся компания не разваливается.
Наличие ансамбля героев уже подразумевает большой актерский штат. А так, как, опять же каждый из этих персонажей главный, то и оплачиваться их труд должен соответственно. Именно поэтому сценаристу задумавшему проект такого типа важно по максимуму использовать каждого из героев по максимуму.
А сделать это можно лишь одним способом: надежно переплетя их сюжетные линии друг с другом.
Давайте представим, что у нас история, в которой фигурирует пять комедийных персонажей. У каждого из них своя история, которая лишь в эпизодически касается других героев. А в основном у этого сюжета своя линия и свои второстепенные персонажи.
Такой подход не только может раздуть актерский состав, но и по сути ломает всю структуру истории. Персонажи в такой истории не будут восприниматься как единая группа. А сама история потеряет объединяющий момент.
Кроме того, такие истории не используют по полной комедийный потенциал подхода. Зачем было придумывать сложную схему комического взаимодействия персонажей, если в итоге она будет использована лишь в небольших эпизода?
Так, что придумывая сюжеты для истории типа «комедийный ансамбль» постарайтесь вовлечь в него максимальное количество героев в самых разных ролях. Кто-то может выступать героем этой линии, кто-то антагонистом, кто-то резонером или конфидентом (Подробнее о самых типовых ролях персонажей в истории читайте в нашем материале). Главное, чтоб всем и нашлось место в истории.
И снова нужно отметить, что приведенные выше типы истории могут существовать как сами по себе, так и использоваться с другими подходами выделенными Ворхаузом. В характерной комедии могут присутствовать элементы рыбы из воды. А внутри ансамблевой истории каждая сюжетная линия может соответствовать своему типу комедийной истории.
И это совершенно нормально. Ведь, как мы не устаем повторять – приведенные подходы – не догма, не шаблон и не готовое клише. Это только отправная точка. А как уж ее использовать и развивать каждый автор решает сам.