Скидки на обучение в Ednation: до -20%

12.09.2021

Классическая трехактная структура

Трехактная структура

Трехактная структура – классическая для любых видов художественных произведений. У каждого фильма или серии сериала есть начало, середина и конец. Эти элементы и лежат в основе трехчастной структуры. Начало соответствует Акту 1, середина – Акту 2 и конец – Акту 3.

Развитием и изучением трехактной структуры занимались многие сценарные теоретики. В этом материале мы затронем работы самых известных из них: Сида Филда, Роберта Макки и Линды Сегер.

Сид Филд трехчастное построение истории называет парадигмой. Для ее иллюстрации он выстроил понятийную схему того, как выглядит сценарий, включающая три акта.

Первый акт

Акт 1 – это единица драматического действия, где автор вводит главных героев, устанавливает их характер и первые детали сюжетных линий. Тут же выстраивается экспозиция и завязка будущего сюжета. Это нужно сделать как можно раньше, чтобы зритель не заскучал.

 В этом и есть главное предназначение этой части истории: подготовить зрителя к дальнейшим приключениям, дать ему всю необходимую для изначального понимания информацию.

Так в первом акте мультфильма “Зверополис” мы узнаем о Джуди Хопс, ее жажде справедливости, смелости и мечте стать полицейской. Здесь же Джуди начинает свой путь полицейской в центральном районе Зверополиса среди крупных животных, не воспринимающих ее всерьез, и разочаровывается в своей службе. 

Линда Сегер советует начать первый акт с картинки. Безграничная пустыня с кочевниками, полицейская погоня по мегаполису, напряженная операция хирурга-гения и так далее. Это даст понять, где происходит действие и кто герой. Расскажите зрителю все максимально возможное этим изображением.

Второй акт

Акт 2 – это блок из 60-ти страниц, где происходит основная конфронтация. 

В течение этой части герой активно пытается достичь своей цели. Каждый эпизод должен быть наполнен испытаниями и противоборством в рамках именно этой цели. 

В “Зверополисе” второй акт – это активное расследование Джуди и поиск животных, которые от чего-то одичали будучи похищенными и заточенными. В этом акте Джуди и Ник находятся в конфронтации с похитителем пусть пока они не знают, кто это.

Третий акт

Акт 3 – часть сценария на 30-ти страницах между сюжетным узлом в конце акта 2 и до конца сценария. В акте 3 помещаются кульминация и развязка. Главный вопрос для зрителя в этой части: побеждает ли герой в финале или проигрывает? Женится ли он, остается ли он со своей возлюбленной? Найдет ли клад? Вернется ли домой?

Так в фильме “Гарри Поттер и узник Азкабана” кульминация — это сражение Гарри с толпой дементоров с помощью заклинания патронуса, а развязка – спасение гиппогрифа Клювокрыла и Сириуса Блэка от казни их побег. Во второй части “Гарри Поттера и Даров смерти” — это финальная битва Гарри и лорда Волан-де-Морта в битве за Хогвартс, а развязкой становится победа Гарри и окончание правления лорда Волан-де-Морта. В “Человеке-невидимке” кульминация – это открытое нападение мужа-абьюзера на героиню Элизабет Мосс и персонал больницы. Развязка в этом фильме имеет свои ловушки, но в итоге героиня Элизабет Мосс освобождает себя от преследования мужем навсегда. 

В “Зверополисе” кульминационным событием становится прямое столкновение Ника и Джуди с мисс Барашкинс. И далее нам показывают, как наладилась жизнь в Зверополисе, пострадавшие животные приходят в себя, Ник получает работу в полиции, а Хопс – серьезные задания на службе. 

Поворотные точки

Поворотные события (далее ПС) – это то, что Филд называет сюжетными узлами. Но Сегер дает более точное понимание этих пунктов структуры.

Каждое из поворотных событий выполняет следующие функции, о которых нужно помнить автору при написании:

  • поворотное событие придает действию новое направление развития;
  • ПС ставит основную проблему и заставляет зрителя мучиться в догадках;
  • часто ПС – момент принятия героем сложного решения;
  • ПС должно увеличивать ставки;
  • ПС дает толчок для действий героя в следующей части;
  • ПС вводит нас в новые обстоятельства и по-новому освещает происходящее.

Первое и второе поворотное событие отличаются единственным: второе событие должно ускорять действие и подталкивать историю к развязке.

В том же “Зверополисе” первым сюжетным узлом для Хопс становится дело пропавшего мистера Выдрингтона, за которое она берется, чтобы доказать начальнику свою значимость.
Второй сюжетный узел – это догадка Хопс о том, как именно дичали похищенные животные, и что стоит за этим баран Дуглас, который убирал неугодных хищников по указке мисс Барашкис. Второй сюжетный узел ведет к кульминации, противостоянию мисс Барашкис и Хопс, и к дальнейшей развязке.

Соединив части в целое, мы получаем примерно следующую модель на страницах сценария. Это основа большинства полнометражных фильмов.

Катализатор Линды Сегер

Каждый из авторов методик по-своему видит некоторые части и нюансы трехактной структуры. Например, Линда Сегер помещает в завязку обязательный катализатор.

Катализатор – событие, которое резко начинает действие, когда герой обязан вступить в бой и вести себя активно. Это может быть землетрясение, убийство, е-мейл от кредиторов, неожиданная смерть героя. И тут зритель уже знает примерно, за чем он будет наблюдать дальше. 

Есть три типа катализаторов: действие, диалог, ситуация.

Наиболее эффективным катализатором является действие, начинающее историю. В «Свидетеле» – убийство и Джон Бук вызывается для расследования. Акула нападает на пловчиху в «Челюстях-1».

Информация в диалоге может тоже стать хорошим катализатором. Для Уолтера Уайта из сериала “Во все тяжкие” мощным толчком стал диагноз рака легких, который ему сообщил врач.

Иногда функции катализатора заменяет определенная ситуация. Серия каких-либо инцидентов, которые настраивают нас на что-то. Например, в фильме “Гарри Поттер и Узник Азкабана” такими инцидентами стали освобождение из тюрьмы Азкабан опасного преступника, охотящегося на Гарри, Сириуса Блэка, и его появление в районе Хогвартса.

Срединная точка Сида Филда

Разрабытавая свою парадигму на протяжении долгих лет Сид Филд в какой-то момент понял, что ее изначальный вид не помогает сценаристам написать самую сложную и длинную часть истории – второй акт. Опытным путем он выводит понятие срединной точки второго акта. 

Срединная точка делит второй акт на две равные части. Первая половина второго акта идет от сюжетного узла в конце Акта I до срединной точки. Вторая половина второго акта идет от срединной точки до сюжетного узла в конце Акта II.

Драматическая функция это точки в том, чтобы ввести важное для основной линии событие, которое меняет направление сюжета. Например, если до этой сцены, у героя все получалось, то после нее все начнет рушится. В первой половине второго акта герой успешно обманывал начальника, во второй его ложь начала трещать по швам. И наоборот, в первой части с героем-школьником никто не хотел дружить, после срединной точки у него появились первые друзья.

Инструментально обнаружение срединной точки помогает фокусировать линию истории в специфическую линию действия. С ней есть направление, линия развития. 

Прогрессия усложнения Макки

Совсем другой подход к написанию второго акта у Роберта Макки. В своей книге “Истории на миллион долларов”, он ввел такое понятие как “прогрессия усложнения”. Именно рогрессия усложнения образует основную часть истории.

По Макки все действия второго акта должны происходить через развивающийся конфликт между протагонистом и антагонистом.

Выглядит это следующим образом. Некое важное событие побуждает персонажа отправится в путешествие или начать решать проблему, чтобы восстановить былое равновесие. Но его действия лишь усугубляют проблему, открывая так “брешь между ожиданием героя и реальностью” – точку невозврата. Теперь герой не может откатить все назад или действовать как раньше тоже. Ему приходится адаптироваться, придумывать новый способ решения конфликта, но это лишь еще больше ухудшает его ситуацию, приводя к следующей точке невозврата. И так до самой кульминации.

Еще раз подчеркнем: точка невозврата – это осознание героем и зрителем, что персонаж не может возвращаться к своим предыдущим действиям, так как они больше неэффективны, а проблема лишь усиливается. 

Прогрессия усложнений развивается за счет того, что персонаж мобилизует свои способности. Он проявляет все больше силы воли, попадают в условия непрерывно возрастающего риска и постоянно вынужден преодолевать все более сложные препятствия.

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ

EDNATION

Скидки до 20%

Узнать