Скидки на обучение в Ednation: до -20%

30.09.2021

Формула персонажа от Дэвида Маккенны

Персонаж в сценарии – это не только набор характеристик, или актер, играющий перед камерой. Для автора персонаж – полноценная драматическая единица. А значит, есть определенные правила, которые нужно соблюдать, прописывая персонаж в истории.

Американский теоретик Дэвид Маккенна вывел универсальную формулу существования персонажа в сценарии:

персонаж = хотение + действие + препятствие + выбор

В сценариях массового кино персонаж в большинстве случаев существует именно в рамках этой формулы. Именно через нее персонаж ярче всего раскрывается, через нее двигает сюжет, через нее подключает к себе зрителя и развлекает его.

Кроме того плюс этой формулы в ее масштабируемости. Она подходит как ко всей истории фильма, к отдельным сюжетным линиям, и даже к отдельным ситуациям и сценам.

Итак, давайте по порядку разберемся, как она работает.

Хотение

Оно же желание, она же цель. Драматургический элемент, с которого начинается любая история. Цель для драматургии как цифры от нуля до девяти до современной математики. Пока не изобретешь их, никакой математики и нет вовсе.

Сюжет любого фильма, любого сериала, любой истории начинается, когда герой вдруг чего-то захотел. Чего угодно. Спасти мир, влюбить в себя девушку, помыть полы. В данном контексте мы не рассматриваем мотивы героя. Почему ему так важно помыть полы. Давайте просто по умолчанию решим, что у него есть для этого резоны.

Именно здесь и начинается драма. Потому что, если человек что-то захотел, ему нужно каким-то образом изменить мир, чтобы получить это. Без этого никак. «хотение» не исполнится само по себе. Даже если ваш персонаж всемогущий волшебник, ему как минимум нужно наколдовать вымытые полы.

«хотение» или цель может быть разного масштаба. Например, сложная цель может стать основой всего сюжета. А маленькая – основой для сцены или пары сцен. Обычно маленькие «хотения» либо становятся шажками на пути достижения большой цели, либо выполнение этого маленького «хотения» рождает перед героем новую цель, к которой он начинает двигаться дальше.

Например, ««хотение»» Майкла Корлеоне в «В крестном отце» -защитить свою семью. Оно сохраняется на протяжении всего фильма. Но в отдельных сценах, он хочет спрятать отца от бандитов, убить продажного полицейского, отомстить за брата и тд.

С другой стороны в «Звездных Войнах. Новая надежда» первоначальная цель Люка Скайуокера – спасти принцессу. Он достигает ее уже в середине фильма. Но в процессе он находит себе новую цель – уничтожить Звезду смерти.

Действие

Следующий этап. Чтобы выполнить свое «хотение», герой должен начать действовать. Именно предпринимай какие-то шаги по достижению «хотения», герой запускает сюжет. Если продолжать аналогию с математикой, то действие это способы вычисления: сложение, вычитание, умножение и деление. Пока не применить их, цифры («хотение») не изменятся.

Само по себе действие – это очень масштабный и многоуровневый инструмент. На него можно потратить серию статей, и даже этого может не хватить. Мы уже много про действие в других материалах. А здесь коснемся лишь основных моментов. Драматургическое действие должно одновременно:

  • быть направленно на выполнение «хотения»
  • развлекать зрителя
  • вытекать из характера персонажа

Например, в «Пиратах Карибского моря», есть эпизод, где Черная жемчужина догоняет корабль с Элизабет и Уилл. Они хотят спастись от пиратов, и но проклятое судно их догоняет. Такое у них ««хотение»» на эту сцену.  Они уже сбросили весь лишний груз, в том числе и боезапасы, чтобы ускориться, но это не помогло. И тогда Уилл начинает действовать: приказывают забить пушки всем  железным хламом, что есть на борту и этим жахнуть по «Жемчужине».
Это действие направленно на выполнения желания – спастись от преследователей. Развлекает зрителя – смотреть, как бессмертных пиратов протыкают обычные вилки и ложки – весело. Ну и, наконец, это действие еще раз подтверждает одно из основных качеств Уилла – находчивость.

Если же мы рассматриваем эту формулу на глобальном уровне, как формулу всего фильма, то тут нам надо найти так называемое сквозное действие. Такое, которое направленно на выполнение большой цели. Это действие, которое идет через всю сюжетную линию – отсюда и название. 

 Например, в тех же «Пиратах» Уилл весь фильм спасает Элизабет. А капитан Джек Воробей весь фильм пытается вернуть себе «Жемчужину». В «Терминаторе», Т-800 весь фильм пытается убить Сару Коннор.

А, например, в «Звездных войнах. Новая надежда» как мы уже выяснили, есть два больших хотения Люка Скайуокера. Потому и сквозных действий в этом фильме два: спасти принцессу и уничтожить «Звезду Смерти».

Препятствие

Драматургия не любит односложных действий. Если все «хотения» героя будут достигаться после первого же действия, история сразу станет скучной. Человек, захотел бутерброд – человек взял бутерброд – человек съел бутерброд. За чем тут наблюдать зрителю? Чему сопереживать?

Драме необходим постоянный нарастающий конфликт.

Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев, действие героя всегда наталкивается на препятствие. Исключением может стать разве что самое последнее действие кульминации, перед самым финалом.

Препятствие на пути создает напряжение в сюжете, неопределенность. Но для этого, оно должно быть существенным. Стена на пути героя, а не заборчик, который можно перешагнуть.

Например, в продолжении уже разобранной выше сцены с морской погоней и перестрелкой из «Пиратов», герои осуществив действие, обнаруживают существенное препятствие, которое не позволяет им победить в этой ситуации: пираты с «Черной жемчужины» прокляты, как и сам корабль. Им не могут повредить даже настоящие ядра и картечь, не то что серебряные вилки и ложки.

Препятствие не дает желанию героев осуществиться. И если бы это не было кино, тут бы история могла бы и завершиться.

Выбор

Последний элемент уравнения. Споткнувшись на препятствии, герой каждый раз становится перед выбором. Сдаться или продолжить борьбу? Если бороться, то, каким образом? Какой путь выбрать дальше? Как действовать дальше.

И каждый персонаж в этом случае поступит по разному. Один отступит и перегруппируется, другой сдастся, третий будет надеяться на помощь друзей. Эта особенная индивидуальная реакция на препятствие и определяет характер персонажа.

Например, тот же самый Уилл Тернер, столкнувшись с непреодолимым препятствием решил пожертвовать собой, ради спасения друзей и членов команды.

По сути выбор – это следующее действие героя. Но в этот раз совершаемое под большим давлением, а потому более честное.

Например, если вы хотите купить в магазине молоко, вы скорее всего пойдете по самому простому пути – возьмете молоко с полки и попробуете его купить. Но если в этот момент что-то пойдет не так, и вы встретите на пути препятствие, тут то и откроется ваш настоящий характер.

Например, представим, что кассира срочно позвали в подсобку прямо в процессе пробивания товара. Кто-то станет терпеливо ждать ее возвращения. Кто устроит скандал. А кто-то плюнет на молоко и просто уйдет. 

Именно об этом выборе и говорит Маккенна.

Формулу Маккенны можно использовать двумя разными способами. Если у вас уже есть проработанный персонаж, то и схему нужно подбирать в соответствии с уже выдуманными характеристиками и особенностями характера.

Но с другой стороны, если вам сначала пришла в голову интересная схема со всеми необходимыми элементами формулы, уже глядя на нее вы можете сделать обратный инженеринг и выявить какими чертами характера обладает ваш персонаж.

Последнее что еще нужно знать, применяя эту схему, что наилучший результат она дает только если подставлять в нее наиболее крайние значения. Если хотение, то безумно важное и сложное. Если действие то самое интересное. Если препятствие, то кажущееся непреодолимым. А если выбор, то самый сложный в жизни.

Если стараться придерживаться этого подхода, то в итоге и персонаж, и сюжет вашей истории только всегда будут на высоте.

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ