Новости кино, нюансы работы сценаристом и другое в нашем Telegram

19.11.2021

Чем отличается сценарист от режиссера?

Кино это коллективный труд. Но еще это творчество. А творческие люди часто совмещают несколько профессий. Роберт Родригес, Квентин Тарантино, Сильвестр Сталоне, Вуди Аллен все они (как и многие другие) универсальные специалисты. И режиссеры, и сценаристы, и актеры, и монтажеры…

Но ориентируясь на интервью таких талантов, начинающий специалист может запутаться: какие задачи выполняет каждый специалист? Что входит в круг обязанностей режиссера? А где кончается компетенция сценариста?

Именно об этом мы и решили поговорить.

Обязанности и компетенции сценариста

Главная задача сценариста – это придумать и рассказать хорошую историю. Это автор очерчивает границы мира, создает персонажей и решает, как именно они будут действовать.

На ответственности сценариста проработка диалогов, общее описание локаций

Записанная история превращается в сценарий – технический документ, описывающий получившийся сюжет таким образом, чтобы его мог представить каждый читатель.

Когда сценарий готов и утвержден – основная работа сценариста завершена.

Бывает так, что сценарист даже не участвует непосредственно в съемке фильма или сериала.

А если он все-таки и присутствует на площадке, то в основном как вспомогательный персонал. Он может поправить или переписать какие-то реплики или сцены, которые не удается хорошо воплотить в жизнь. Или пояснить режиссеру и актерам, помечу та или иная деталь в истории важна для сюжета.

Но сценарист не руководит съемками. У него только совещательный голос. Управляет съемкой режиссер.

Обязанности и компетенции режиссера

Режиссер – человек ответственный за воплощение сценария на экране. Именно режиссер переносит историю написанную буквами в аудио-визуальные образы. По сути, на режиссере замыкаются все творческие процессы с момента, когда сценарист передал ему свой текст и до момента, когда кино уже полностью готово и его можно рассылать по кинотеатрам или телеканалам.

Получив на руки готовый драфт, первое, что делает режиссер, это продумывает до мелочей каждую сцену. И на основе своих мыслей он создает режиссерский сценарий – экспликацию. Этот документ обычно в три-пять раз толще исходного текста.

Если сценаристов учат убирать из текста детали и украшения, не влияющие на сюжет и не имеющие под собой драматургического значения, то у режиссера задача обратная. В экспликации есть пометки буквально по всем. Какая музыка, в каких моментах должна играть, какое настроение должна передать сцена, какую цветовую палитру нужно использовать, как будет двигаться камера, какие мезансцены будут в том, или ином фрагменте.

Чем тщательней все продумает режиссер, тем качественней на выходе может получиться картина (при условии, что все получится реализовать, конечно).

В подготовке к съемкам режиссер тоже имеет значительный вес. Он одобряет актеров, локации, костюмы. Иногда в этот процесс могут вмешиваться продюсеры или заказчик, но в основном все решения на режиссере.

Ну, а дальше идут съемки. Ими опять же руководит режиссер. На площадке он главный. Он контролирует съемочную группу, одобряет или поправляет работу актеров, решает все возникающие по ходу вопросы, а также следит, чтобы все на площадки жили в едином ритме.

И даже после съемок, на пост продакшене, режиссер все еще не может отдохнуть. Он принимает участие в монтаже, в озвучке и в создании спецэффектов.

В целом режиссера можно сравнить с начальником конструкторского бюро, который получив первоначальный чертеж самолета должен сделать все чтобы этот рисунок в итоге взлетел и не разбился.

Как стать сценаристом?

Чтобы стать сценаристом, нужно научиться писать хорошие сценарии. А для этого нужно изучить профессию, как с теоретической, так и с практической части. 

Это можно сделать методом проб и ошибок. Можно самостоятельно изучить лежащую в огромном количестве в открытом доступе информацию по драматургии. А можно пойти, куда-либо учиться.

Сегодня количество всевозможных учебных заведений в России готовящих сценаристов растет бешенными темпами. Среди предложений есть и высшие учебные заведения, и курсы длиной в несколько месяцев и даже короткие интенсивы. Есть как очные, так и олнайн школы. Так что выбрать есть из чего.

Ну и разумеется на протяжении всего времени обучения надо все время что-либо писать. Писать много. Не думая о том понравится это кому-нибудь или нет. Не надеясь сразу продать черновики и разбогатеть. Просто писать и писать, тренируя свои авторские навыки. В противном случае никакое знание драматургии вам не поможет.

Ну, а если вы уже уверены в своих силах и у вас на руках уже есть несколько сценариев, которые не стыдно показать людям, то возникает следующий вопрос: как войти в индустрию. На самом деле есть несколько способов:

  • Рассылка заявок по продакшенам и заказчикам
  • Участие в сценарных конкурсах
  • Участие в открытых питчингах
  • Бесплатная раздача сценариев короткометражек начинающим режиссерам
  • Прославиться через КВН, стендап, блоги на ютубе, ТикТоке или Инстаграме и тд.
  • Попробовать встретиться с продюсерами лично

Каждый из этих способов имеет свои преимущества, недостатки и сложности. Но мы уже раскрывали эту тему подробно в одном из предыдущих материалов.

Как стать режиссёром?

Если среди сценаристов все чаще встречаются самоучки и это в принципе никого не удивляет, то с режиссерами все наоборот. Получить более или менее серьезную работу придя с улицы, не имея «корочки» какого-либо университета в России очень и очень сложно.

Единственный вариант, как такое все же можно провернуть, это прийти работать на кино- или теле- производство на какую-то другую специальность, например оператором, а потом постепенно дорасти до режиссера.

Для выполнения работы режиссера человек должен быть очень разносторонне развит. Нужно знать и понимать хотя бы на начальном уровне, как работают все остальные участники съемочного процесса. А чтобы это изучить нужно время. А потому краткосрочные курсы режиссеров кино и телевидения не пользуются популярностью. Востребованными остаются школы, где обучение длится хотя бы пару лет.

Как и сценаристике, режиссуре нельзя научиться по теории. Чтобы получить реальный навык нужно снять хотя бы несколько работ.

Обычно в качестве выпускного задания в учебных заведениях режиссерам поручают снять короткометражку, которая и ложится в основу его будущего портфолио.

Но редко кто получает работу сразу же после первой работы. Так что и режиссерам часто приходится попотеть, чтобы войти в индустрию.

Есть три основных способа:

  • Продолжать снимать короткометражки и рассылать их по фестивалям
  • Заняться для начала съемками музыкальных клипов или рекламы
  • Устроиться в продакшен вторым режиссером или помощником

Лучшие сценаристы мира по версии самих сценаристов

Несколько лет назад журнал Vulture провел опрос среди американских авторов: кто по их мнению лучшие сценаристы всех времен и народов. В итоге получился топ из 100 имен.

Первая десятка этого списка выглядит вот так:

1. Билли Уайлдер («Бульвар Сансет»,, «В джазе только девушки»

2 Братья Коэны: Итан и Джоэл ( «Фарго»«Большой Лебовски»)

3. Роберт Таун («Китайский квартал»,»Миссия невыполнима») 

4. Квентин Тарантино («Криминальное чтиво»«Убить Билла»)

5. Фрэнсис Форд Коппола («Крестный отец», «Апокалипсис сегодня»)

6. Уильям Голдман («Мизери», «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид»)

7. Чарли Кауфман («Быть Джоном Малковичем», «Вечное сияние чистого разума»)

8. Вуди Аллен («Энни Холл», «Вики Кристина Барселона»

9. Нора Эфрон ( «Неспящие в Сиэттле», «Когда Гарри встретил Салли»)

10. Эрнест Леман («На север через северо-запад»«Звуки музыки»)

Лучшие режиссеры мира

Топы режиссеров составляются постоянно и все они очень субъективны. Но изучить сразу несколько таких подборок, можно увидеть, что часть фамилий постоянно повторяется. И на основании этих упоминаний уже можно сделать вывод, что к числу лучших режиссеров мира относятся:

  • Стивен Спилберг («Челюсти», «Список Шиндлера»)
  • Сергей Эйзенштейн («Броненосец Потемкин»)
  • Милош Форман («Амадей» «Пролетая над гнездом кукушки»)
  • Дзига Ветров («Человек с киноаппаратом»)
  • Френсис Форд Коппола («Крестный отец», «Апокалипсис сегодня»)
  • Альфред Хичкок («Психо» «Головокружение»)
  • Вуди Аллен («Энни Холл», «Вики Кристина Барселона»)
  • Орсон Уэллс («Гражданин Кейн»)
  • Билли Уайлдер («Бульвар Сансет» «В джазе только девушки»)
  • Ингмар Бергман («Молчание» «Земляничная поляна»)
  • Квентин Тарантино («Криминальное чтиво»«Убить Билла»)
  • Андрей Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис»)
  • Джеймс Кэмерон («Титаник» «Терминатор»)
  • Акира Куросава («Семь самураев» «Расемон»)
  • Федерико Феллини («8 и ½» «И корабль плывет…»)
  • Чарли Чаплин («Великий Диктатор» «Малыш»)
  • Микеланджело Антониони («Профессия: репортер» «Фотоувеличение»)
  • Мартин Скорсезе («Отступники» «Таксист»)

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ