Скидки на обучение в Ednation: до -20%

28.09.2021

5 этапов финала по Блейку Снайдеру

Что такое финальная схватка?

Противостояние в третьем акте – один из самых важных элементов в фильме.

 Момент, где герой, наконец, завершает историю, в последний раз сталкивается с противником и, если заслужил, достигает намеченной цели.

Именно на финальной схватке завязан весь третий акт. Именно на нее приходится кульминация всей истории. И именно правильный финал в большей степени формирует отношение зрителя к картине в целом. Если момент, который должен стать эпицентром всего кино, наиболее ярким эпизодом, наиболее эмоциональным эпизодом, вдруг недотягивает или фальшивит – это стопроцентный провал. Сколько в мировом кинематографе было примеров хороших фильмов, полностью уничтоженных посредственной кульминацией?

Разумеется в каждой истории финальная схватка разная. Это может быть реальный бой героя со злодеем. Это может быть противостояние в суде. В конце концов, это может быть «схватка» протагониста с возлюбленной в отчаянной последней попытке доказать ей свои чувства. И выстроить финал можно десятками разных способов. 

Но есть один подход, который отлично ложится на большинство третьих актов в массовом кинематографе. И разработал его известный сценарный теоретик Блейк Снайдер.

Он назвал этот подход «Пятиэтапным финалом». И да, может это не самая оригинальная схема. Но зато она поможет завершить сценарий любому автору, который по какой-то причине застрял на третьем акте.

Итак, вот эти пять этапов:

  1. Сбор команды
  2. Выполнение плана
  3. Сюрприз высокой башни
  4. Копай глубже
  5. Выполнение нового плана

Давайте разберем их по порядку.

Сбор команды

Чтобы преодолеть самое крупное препятствие в фильме, герою надо подготовиться. Прошло время необдуманных и импульсивных решений. Все они остались в предыдущих актах. 

Финальная схватка – это серьезно. И любой главный герой к этому моменту должен это понимать. Именно поэтому прежде чем ринуться в бой, протагонист мобилизует все доступные ресурсы. Есть два варианта, как это можно сделать:

  • Привлечь союзников
  • Составить план

В сценарии могут присутствовать как оба этих элемента, так и какой-то один. 

Привлечение союзников – или сбор команды, всегда беспроигрышный вариант. Все второстепенные герои, которые окружают протагониста, вполне могут оказать ему посильную помощь в финале. Но для этого надо их объединить и решить все зависшие в воздухе конфликты.

Это могут быть конфликты между героем и его командой. Или между отдельными членами команды. Чаще всего такие конфликты – часть побочной сюжетной линии. И сейчас пришло время их разрешить. Например, в любом фильме про командный спорт именно в этот момент члены команды забывают о внутренних распрях и объединяются. В ромкомах герой в этот момент часто мирится с лучшим другом, отношения с которым испортил ранее.

Кроме того, помощь команды может быть как прямой, так и косвенной. То есть, если в финале нет ничего никакого полезного занятия для второстепенных персонажей, они могут оказать моральную поддержку герою. Это может быть душевный разговор или просто физическое присутствие.

Помощь команды полезна в любом жанре. Даже в супергероике в финале, протагонисты часто просят обычных людей помочь им чем-либо. Так, комиссар Гордон оказывается за рулем Бетмобиля в «Возвращении темного рыцаря». В первом «Человеке-пауке» киновселенной Марвел одноклассник Нэд Лидс, становится «навигатором» Питера. Во втором, в команду Паука попадает Хеппи Хоган. Ну а финал фильма «Шазам» полностью построен на разделении героем супергеройских обязанностей со своей семьей.

Вторая часть подготовки – составление плана. Причем, это может быть как реальное обсуждение плана, так и, просто подготовка к сражению. Реальный план можно увидеть в фильмах-ограблениях. Или, например, в «Стражах галактики», где этот момент еще и комедийно высмеивается.

Сюда же можно внести подготовку к выполнению плана. Это то что, Блейк называет сбором инструментов. Именно эту стадию мы наблюдаем в фильме «Один Дома», когда маленький Кевин расставляет по всему дому ловушки. В фильме «Матрица» — сбор инструментов – это момент, когда Нео и Тринити вооружаются. В «Блондинке в законе» это момент происходит за кадром, когда героиня смиряется с собой и переодевается из делового костюма в свое любимое розовое платье. Но этот эпизод очень хорошо считывается и так. А в уже упомянутых выше «Человеках-пауках» с томом Холландом – моменты, когда Питер берет свой костюм. В первом фильме – это в буквальном смысле один короткий эпизод. А вот во втором этому посвящена целая сцена, где он создает себе новую экипировку специально для битвы с Мистерио.

Когда герой достаточно подготовился к схватке, пришло время следующего этапа…

Выполнение плана

Этот момент Блейк еще называет «Штурм замка». В нем зритель наблюдает, как именно выполняется озвученный ранее план. И тут главное, чтобы этот план на экране выглядел достаточно достоверным и логичным, чтобы публика в него поверила. Очень много финалов рассыпалось именно из-за того, что на этом этапе происходило что-то совсем фантастическое и оторванное от реальности даже по меркам выдуманного мира фильма.

В эту ловушку, например, попали создатели «Иллюзии обмана» — истории про группу фокусников грабителей банков. Первые два фокуса-ограбления были объяснены достоверно. Да оставались вопросы, как герои незаметно все подготовили. Но в реалистичность самих фокусов, после раскрытия секрета легко поверить.

 И зрители были настроены, что и разгадка финального представления будет такой же — достоверной. Но вместо этого, всю кульминацию объяснили непонятными ультрареалистичными голограммами, основанными на непонятно откуда взявшихся технологиях. Разумеется, большинство зрителей и критиков остались недовольными таким «скачком веры» в финале.

Именно о такой ошибке и предостерегает Блейк: план должен выглядеть выполнимым.

Сюрприз высокой башни

Момент, когда что-то идет не так и весь план разваливается на глазах. И чаще всего это происходит из-за того что герой либо недооценил силы противника, либо переоценил собственный. Реже виной провала становится стечение обстоятельств.

В структуре фильмов по Снайдеру, есть такой пункт, как «Все потеряно» — момент триумфа врага и полный провал героя. Он происходит в конце второго акта и как раз подводит персонажа к финалу. Так вот «сюрприз высокой башни» — это тот же самый момент но уже в рамках финала. Но если в первый раз победа противника была настоящей, то сейчас она либо временная, либо мнимая. Ведь герой еще не повержен.

Но в любом случае, прямо сейчас, протагонист вновь оказывается на грани провала. Или может даже на грани смерти, как физической, так и метафорической. Его друзья больше ничем не могут помочь, а все заготовленные ловушки и инструменты, теперь бесполезны.

В фильмах ограблениях – это момент, когда охрана ловит героев. В юридических, таких как «Несколько хороших парней» или та же «Блондинка в законе» — момент, когда адвокату не хватает аргументов для ведения допроса. В боевиках – либо момент когда у героя не остается патронов, либо эпизоды, где злодей начинает избивать протагониста. В ромкомах – это тот самый клишированный момент, аля «героя не пускает охрана аэропорта, а его любимая уже в очереди на посадку в самолет».

Копай глубже

Следующий этап. Момент, когда герой на грани краха, но в этот раз ему уже некуда отступать. И все что ему остается, собрать последние силы и в последний раз попытаться преодолеть финальное препятствие. Именно в этот момент он ставит на кон все, что у него есть.

В подавляющем большинстве случаев именно в этот момент герой осознает истинную причину своих проблем и провалов. Или наоборот, понимает, в чем его настоящая сила. Это момент эволюции героя. Победы над самим собой.

Это момент, когда Люк Скайуокер решает довериться Силе («Звездные войны. Новая надежда»). Момент, когда Эль Вудс понимает, что ее к победе приведет понимание основ моды и красоты («Блондинка в законе»). Момент, когда Железный человек понимает, что именно ему нужно пожертвовать собой, чтобы остановить Таноса («Мстители. Финал»).

Ну и разумеется это момент финального выбора героя. Сдаться или броситься в самоубийственную атаку? Выбрать работу или любовь? Спасти других или спасись самому? Какой бы вопрос, вы как сценарист ни поставили в этот момент перед героем, именно его ответ покажет, достоин он хорошего финала или нет.

Выполнение нового плана

Тот самый последний рывок, который остался в запасе у героя. Как пишет Снайдер: «Наученный горьким опытом, сделав выводы, герой вводит в действие отчаянный план и он срабатывает!». Первый раз за весь фильм герою на самом деле удается решить свои проблему. Не замаскировать, не отложить на будущее – именно решить.

Это именно тот момент, которого ждут все зрители. Это именно тот момент, вокруг которого строится третий акт. И это именно тот момент, ради которого вообще рассказывалась эта история. Момент преодоления.

И чтобы он сработал, этот план должен быть максимально отчаянным, а ставки, как мы уже писали выше, максимально большими.

«Выполнение нового плана» – это:

  • точный выстрел Люка Скайокера в воздуховод Звезды Смерти («Звездные войны. Новая надежда»)
  • щелчок пальцами Тони Старка («Мстители. Финал»)
  • два точных выстрела последними пулями Джона Маклейна («Крепкий орешек»)
  • атака Харламова на ворота канадцев с поврежденной ногой («Легенда 17»)
  • надменный приказ лейтенанта Дэениела Кэффи полковнику Россу вернуться на скамью для продолжения допроса («Несколько хороших парней»)

Каждая сцена в этом списке момент наивысшего напряжения для героя. Именно потому они и заслужили победу. Именно поэтому их истории и пришли к заслуженному положительному финалу. Финалу, где идут награждения, почести и торжество правого дела.

Вот такую схему предложил Блейк Снайдер для создания финала. Как и вся его теория, она достаточно жесткая и иногда может мешать креативному мышлению и фантазии. Так что ни в коем случае нельзя воспринимать ее как единственно верную ни в коем случае нельзя. Есть сотни отличных фильмов с финалом, построенным по иным правилам.

Но и полностью отказываться от системы Блейка было бы ошибкой. Многочисленные примеры доказывают – пять этапов финала успешно работают. Так что если вы видите что ваша история отлично ложится на эту схему и ничего лучше вы придумать не сможете, то не стесняйтесь ее использовать. Главное, чтобы это было сделано правильно.

ЧТО ЕЩЕ СТОИТ ПРОЧИТАТЬ